Хабенский и Кехман взялись за кадры и репертуар

Новому руководству предстоит привести
в порядок репертуар театра. 
Фото агентства «Москва»

С момента кадровых перестановок сразу в двух театрах – МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького – прошла неделя. В первом сменился худрук, во втором – директор. Оба назначенца – Константин Хабенский и Владимир Кехман – люди очень популярные, каждый по-своему, но прогнозировать, какого толка программу они предложат, на удивление трудно. Очевидно одно, что уже первые их шаги были незамедлительны, а действия решительны.

Константин Хабенский собрал труппу (встречен был аплодисментами), пообещал в скором времени представить свою стратегию. Главное, по словам Хабенского, чтобы билет в театр начинали спрашивать уже у метро. И первый шаг в этом направлении он сделал, вернув в репертуар спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж», который решением Сергея Женовача был снят из репертуара месяц назад. В этой постановке играет Марина Зудина, при прежнем худруке оказавшаяся без работы (актриса, к слову, уже высказалась с восторгом о назначении Хабенского). Судя по откликам в соцсетях и прессе, обиженных на Женовача было куда больше, чем защитников. Много вопросов возникает в этой истории: назначение Женовача согласовывали с театральным сообществом, понимая, в какую сторону он поведет театр. Режиссер Александр Молочников, которому в числе многих пришлось покинуть театр, считает, что это было политизированное решение: режиссеру поставили задачу разрушить то, что было создано Табаковым. Через три года, очевидно, берется обратное направление. На сей раз кадровые вопросы уже ни с кем не согласовывали (очень обижен только что переизбранный председатель СТД Александр Калягин), мнением профессионального сообщества не интересовались. Кто и из каких соображений принимает такие решения? Очень любопытно.

Что же происходит на Тверском бульваре? Здесь появляются два лидера, исповедующие близкие ценности (опора на традицию, патриотизм, православие и т.д.). Но – вот уже выведен из репертуара спектакль «Молодость Сталина» (его, по словам пресс-службы, поздно начала рекламировать Ольга Бузова. Странно, что она вообще должна это делать). Снят худрук: Эдуард Бояков написал в своем Facebook, что Кехман попросил его уйти, что тот и сделал без объявления войны. При назначении Кехман объявил, что хочет вернуть Татьяну Доронину, а сам займется чисто директорскими проблемами. Буфетами, туалетами, реконструкцией здания – хочется надеяться, что не такой произвольной, как в Новосибирском оперном театре, интерьеры которого стали походить на убранства отелей или казино. Ремонт был необходим, это факт, другое дело – обращение с памятником архитектуры, о чем долго говорили местные специалисты, пытаясь привлечь Владимира Абрамовича к ответственности. Разглядеть, кто поддерживает Кехмана, несложно. Сергей Новиков, первый заместитель руководителя администрации президента, увлекается оперной режиссурой. В числе его спектаклей – «Опричник» Чайковского, который он сделал в Михайловском театре, где Кехман служит худруком на полставки. Возможно, он посодействовал и назначению Владимира Абрамовича на должность директора федерального театра в обход закона, согласно которому тот не имеет право на руководящие должности (дело о банкротстве).

До сих пор Кехман руководит оперными театрами – Михайловским и Новосибирским. Первый он действительно вытащил из забвения. Репертуар, режиссеры, дирижеры, солисты – там блистали звезды. Но мало-помалу все сдулось: сегодня даже планы на сезон неясны, а громких и обсуждаемых премьер не было довольно давно (если не считать «Опричника»). Кроме прочего, в Михайловском была и есть текучка кадров: сегодня в штате и главный дирижер, и музыкальный руководитель, и главный режиссер, и худрук на полставки – но количество творцов непропорционально количеству продукции. Во втором Кехман оставляет неплохую команду, которая, без сомнения, сможет работать и дальше: там есть отличный главный дирижер – Дмитрий Юровский, главный режиссер – неожиданно из штатных режиссеров «Геликон-оперы» прыгнувший на такую солидную должность (практически весь нынешний оперный репертуар – его постановки) Вячеслав Стародубцев, есть директор (Ара Карапетян, в Москве возглавлявший два музыкальных театра), есть и руководитель балета (тут тоже не обошлось без анекдотов вроде не проработавшей и дня Нины Ананиашвили) – Леонид Сарафанов.

Как будет действовать Владимир Абрамович в Москве, да еще и в драме? Понятно, что возвращение Татьяны Дорониной – это жест вежливости, отрекламированный загодя (еще неизвестно, на что согласится народная артистка в изгнании) и в пику Эдуарду Боякову, который за минувшие два года так и не смог наладить отношения с президентом театра. Очевидно, что теперь лицо горьковского МХАТа будет определять сам Владимир Абрамович. Обзаведется он тайными советниками или на позицию худрука (ведь она есть в штатном расписании и уже свободна) пригласит профессионала? 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий