Бизнес-план: автоматы по продаже воды
Проблема чистой питьевой воды актуальна во всех городах и поселках. Пить воду из водопроводного крана без очистки вредно для здоровья, а покупать бутилированную воду в магазинах и киосках не всегда удобно.
В такой ситуации решением проблемы становятся автоматы по продаже воды.
Бизнес на вендинговых автоматах для России все еще остается относительно новым. Жители привыкли использовать автоматы для покупки горячих напитков или снеков, а покупка воды таким образом популярна не более чем в 20% городов России.
В то же время в Европе и многих азиатских странах этот вид вендинговых автоматов пользуется устойчивым спросом у покупателей. Это открывает широкие возможности по развитию своего дела.
К тому же бизнес относится к высокорентабельным и обычно окупается за 3-4 месяца.
Плюсы и минусы бизнеса по торговле водой
Организация бизнеса имеет несколько существенных преимуществ:
- Вся работа выполняется водоматом по очистке воды, вмешательство владельца в процесс состоит в очистке и периодическом обслуживании. Ряд работ должен проводиться с периодичностью раз в несколько недель, а некоторые операции выполняются раз в несколько месяцев. Поэтому на начальном этапе можно обойтись без привлечения наемного персонала. И даже в случае создания сети автоматов по продаже воды потребности в персонале минимальна — всего нескольких сотрудников.
- Автомат работает круглосуточно, что позволяет увеличить возможности по сбыту.
- Вложения на старте состоят из стоимости покупки автомата и организационных затрат, поэтому порог входа в бизнес очень низкий.
- Размер автомата позволяет экономить на арендной плате (требуется площадь менее 1 кв.м.).
- Срок окупаемости составляет несколько месяцев, в редких случаях неудачных организационных решений может доходить до 6 месяцев. Возможность быстро вернуть инвестиции — несомненный плюс.
- Простота организации и ведения дела. Владельцу не требуется дополнительное образование или изучение сложных техник. Справиться с таким проектом может даже начинающий предприниматель.
- Низкие затраты на ведение бизнеса. Поскольку не требуются большие площади для аренды, и предприниматель может работать без привлечения дополнительного персонала, самые затратные статьи издержек сведены к минимуму.
- Высокая рентабельность бизнеса. Так как затраты на ведение бизнеса незначительны, а спрос на воду постоянный, то организация бизнеса по продаже воды может быть высокорентабельным предприятием.
Но есть и минусы:
- Автомат могут повредить; нередки акты вандализма или хулиганства. Полностью защититься от этого нельзя, а внешние повреждения потребуют дополнительных расходов со стороны владельца.
- Обычно в таких автоматах нет возможности продавать тару для воды. Покупатель должен прийти со своим стаканом или бутылкой, что снижает возможности спонтанных покупок. Многие не имеют подходящей тары и поэтому отказываются от покупки.
Особенности и виды автоматов
Снаружи автомат по продаже воды состоит из панели управления (несколько кнопок), панели для оплаты (наличной и безналичной) и ниши для тары, в которую будет набираться вода. По внешнему корпусу обычно располагают информацию о пользе чистой воды.
Различают следующие виды автоматов:
Настенный и напольный аппарат имеют общую схему работы. Автомат подключается к центральной системе подаче воды, внутри автомата установлен фильтр для очистки и резервуар для накопления воды.
Аппарат имеет хорошую систему очистки, которую трудно позволить себе в бытовых условиях.
Киоск предназначен для централизации привозной артезианской воды и предполагает другой тип работы.
Пошаговый бизнес-план на автоматах по продаже воды
Любой бизнес требует правильной организации и планирования. Требуется решить ряд вопросов и создать благоприятные условия для реализации бизнес-идеи.
Рассмотрим план запуска более подробно.
Анализ спроса и конкуренции
Анализ рекомендуется начать с определения качества воды в предполагаемом месте установки аппарата. От этого зависит не только потенциальный спрос, но предполагаемые затраты на очистку воды.
Портрет покупателя предполагает широкий диапазон оценки:
- возраст (от 18 до 55 лет);
- пол (мужчины и женщины);
- профессии (широкий спектр профессий).
Отдельная категория — люди, ведущие здоровый образ жизни.
Анализ конкуренции предполагает как оценку прямых конкурентов (специализация — вендинговые автоматы по продаже воды), так и другие варианты продажи питьевой воды: реализацию бутилированной воды, воду для кулеров. Хотя они имеют свою специфику, нельзя игнорировать конкурентов, ведь глобально вы работаете на одном рынке.
Определяемся с локацией и местом под автоматы
Так как автомат работает без привлечения сотрудников, особое значение имеет место установки. Покупка воды обычно происходит в момент прогулки или когда покупатель возвращается домой.
Поэтому рационально располагать автомат в торговых центрах или в спальных районах.
Выгодно поставить водомат в местах съезда в спальный район, также подходят места с большим пешеходным трафиком в районе остановок. Иногда водоматы располагаются в бизнес-центрах или холлах крупных жилых комплексов, что также имеет свою выгоду.
Главным определяющим фактором является количество потенциальных покупателей в этом месте.
Не стоит располагать автоматы близко друг к другу, так как это снижает возможную прибыль от каждого отдельного аппарата и от сети в целом. Примерный план такой: один аппарат на пять многоэтажных домов.
Если водомат расположен на улице, он должен быть хорошо виден с дороги, иметь удобные пути подхода для клиента. Также желательно, чтобы для клиентов на автомобилях была предусмотрена парковка.
Это не обязательно, но очень желательно.
Оформление документов
Оформление бизнеса начинается с регистрации ИП или юридического лица. Для этого достаточно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением и пакетом документов или отправить запрос на Госуслуги.
Регистрация в качестве юридического лица целесообразна, если вы планируете запустить разветвленную сеть водоматов, например, в нескольких районах или городах, а также если у вас несколько соучредителей. Пакет документов в этом случае больше (потребуется Устав и решение учредителей), а срок оформления — дольше.
ИП можно оформить всего за три рабочих дня. При регистрации выбирайте ОКВЭД вендинговой торговли 47.99.2.
После регистрации и получения ИНН владелец должен определиться с системой налогообложения:
- УСН (упрощенная система);
- ПСН (патентная система).
Около 60% предпринимателей используют упрощенную систему, так как патентная система пока мало знакома населению.
После уплаты государственной пошлины и открытия расчетного счета в любом банке нужно встать на учет в фонд соцстрахования и Пенсионный фонд. Для ведения бизнеса не требуется онлайн-касса.
Для работы также потребуются следующие документы:
- Медицинская книжка (для сотрудника или владельца, обслуживающего водоматы).
- Сертификаты на автоматы (предоставляет поставщик).
- Договор аренды в месте установки.
Таким образом, бумажной волокиты при открытии бизнеса будет немного.
Закупка и установка автоматов
При покупке водомата предприниматель обычно ориентируется на производительность и цену. На рынке огромный выбор автоматов от разных производителей: тут все зависит от финансовых возможностей и целей предпринимателя.
Не рекомендуется покупать подержанные аппараты: экономия сомнительна, и скорее всего, придется постоянно тратить деньги на ремонт.
Очень важный, определяющие критерий — возможность подключения к центральному водоснабжению.
Найм персонала для обслуживания автоматов
Для сокращения расходов предприниматель может работать без привлечения дополнительного персонала. Ведение бухгалтерии передается на аутсорсинг (в случае, если владелец бизнеса не может делать это сам).
Но при расширении сети возникает потребность в дополнительных сотрудниках. Прежде всего, возникнет потребность в обслуживании водоматов.
Обязанности технического специалист состоят в замене картриджей фильтра и периодической очистке и замене деталей. Также потребуется инкассация наличных денег из аппарата.
Сколько вложить на старте
На старте потребуются следующие расходы (примерный расчет в рублях):
- покупка водомата (150-300 тыс.р.);
- регистрационные расходы (госпошлина для ИП — 800 р., обслуживание счета — 2000 р.);
- арендная плата (в зависимости от места расположения 2000-6000 р.).
Таким образом, для организации работы на старте с одним автоматом по продаже воды потребуется примерно 160 тыс.р.
Рентабельность бизнеса
По статистике, в среднем один автомат, расположенный в проходном месте, может продать 350 литров воды в день. При средней цене 10 р. за литр воды выручка аппарата за месяц составит 350*30*10=105 00 р.
Затраты, связанные с обслуживанием аппаратов, арендой и стоимостью воды по счетчику не превысят 20 000 р. в месяц. Таким образом, прибыль составит 85 000 р. до уплаты налогов. В случае запуска сети из нескольких аппаратов прибыль увеличивается кратно их количеству.
Средняя рентабельность этого бизнеса составляет не менее 70%. Средний срок окупаемости — 3-4 месяца
Риски бизнеса
Несмотря на то, что вода используется постоянно в течение календарного года, в зимнее время наблюдается спад потребления. Но увеличение потребности в воде в летний сезон компенсирует этот спад. Поэтому рекомендуется открывать бизнес в начале весны, чтобы сразу захватить весь летний сезон.
Бизнес окупится, даже если начали работать осенью, но тогда увеличится срок окупаемости.
Также возможны поломки аппаратов по причине вандализма или хулиганства. Это потребует не только расходов на ремонт, но и приведет к вынужденной остановке работы оборудования.
Как следствие — потерянная прибыль и потеря клиентов. Для возмещения возможных расходов рекомендуется создать фонд в размере 3-4% годового оборота сети.
Бизнес по продаже питьевой воды из автоматов может быть прибыльным, если грамотно оценить спрос на питьевую воду в конкретном районе и грамотно выбрать место. Запустить проект можно с небольшими вложениями.
Но как и у любого другого бизнеса, здесь есть свои риски и подводные камни.