Танцевальное наследие без мумификации

Труппа самозабвенно, словно принимая последний бой, выбивает заразительный ритм каблуками своих zapato. Фото Николая Круссера

Пусть не в апреле, как обычно, пусть в ноябре, но XX фестиваль DanceOpen успели провести именно в юбилейном, 2021-м году. И провести офлайн. Пусть не 16 событий за 12 дней, как в рекордном допандемийном 2019-м, но события все штучные, из серии «мал золотник, да дорог».

С очень разными программами в Санкт-Петербург приехали две танцевальные компании, каждая в своей стране из первого ряда.

Национальный балет Испании основан в 1978 году. Не так давно, по российским меркам. Но задача перед ним стоит та же, что и перед отечественными деятелями балетного театра: как сохранять живой национальную классическую традицию. Фламенко, Болеро, Cапатеадо, Danza Estilizada. Как чтить танцевальное наследие «Вечной Иберии» без его мумификации.

Варианты ответов представлены в спектакле «Обращения. Новый взгляд на фламенко». Руководитель труппы Рубен Ольмо, хореограф Антонио Нахарро и другие обращаются одновременно в прошлое – к фольклору и наследию прославленного мастера фламенко Марио Майя, и в будущее, более или менее органично соединяя традицию и современные танцевальные языки.

В массовых танцах (двухактная программа по преимуществу состоит из них) глаз то и дело выхватывает кого-то, кого хотелось бы увидеть в соло или по крайней мере задержать на сцене подольше. Однако виртуозов и начинающих, харизматиков и просто честных тружеников здесь тасуют почти по системе Станиславского. Главное – ансамбль. Действительно, когда труппа самозабвенно, словно принимая последний бой, выбивает заразительный ритм каблуками своих zapato, каждая клеточка зрительского организма отзывается патетическим восторгом.

Впечатление совсем иного рода, хотя и не менее эмоциональное, оставило единственное 10-минутное соло вечера – «Хауленья» в постановке и исполнении Рубена Ольмо. Полыхающий в перекрестье лучей софитов, точно в клещах зенитных прожекторов, его герой языком тела и фантастически работающих рук рассказывает историю, в которой вневременное соединяется с сиюминутным, инфернальное с бытовым. Историю, невероятным образом заключающую вместе надлом и цельность.

Вторая компания – гость юбилейного DanceOpen – Introdans, одна из тройки крупнейших танцевальных трупп Нидерландов, представила программу «Золотой сезон» (в этом году у Introdans тоже полувековой юбилей).

Три одноактных балета. Три знаменитых хореографа. Один – мыслитель. Двое – приколисты. И то, и другое – в тренде у танцующей Голландии. И хотя не замутняющая рассудок ритуальность «Kaash» Акрама Хана в интерпретации артистов Introdans показалась формальной, пластический стёб Роберта Баттла («Прогулка») и Александра Экмана («Прихоть») с лихвой компенсировал эту холодность. Подшучивая над нелепостью цивилизованного до полного идиотизма мира, и афроамериканец, и швед не назидательны, но в меру изобретательны и очень наблюдательны.

В честь своего юбилея DanceOpen представил новый просветительский проект – мультимедийный видеоэкскурс «Балетная азбука» с хореографом Алексеем Мирошниченко. Программа фестиваля включала также онлайн-трансляцию мастер-класса Рубена Ольмо для студентов Академии танца Бориса Эйфмана и важную для профессионалов встречу руководителей балетных компаний, театральных менеджеров и продюсеров с балетными экспертами и данс-критиками.

Кульминацией фестиваля стал финальный гала-концерт звезд мирового балета, собравший полный (насколько позволили ковидные ограничения) зал БКЗ «Октябрьский», минут на 40 запоздавший с началом из-за необходимости проверить у всех QR-коды. 

Источник: ng.ru