Каждый год 6 сентября во всем мире отмечается День полетов над землей.
В этот необычный праздник жители разных стран планеты поднимаются в воздух с помощью воздушных шаров, дельтапланов и иных, не совсем обычных приспособлений для полетов.
Мы решили рассказать о пяти самых необычных приспособлениях, с помощью которых человек поднимался над поверхностью земли.
БЭТМЕН ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Полеты являлись одной из любимых тем гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который первым предложил повторить подвиг греческого Икара, совершив полет по воздуху на искусственно сконструированных крыльях, назвав их махолетом.
Правда, сам ученый на своих конструкциях не летал. За него это пытались сделать многочисленные последователи, и чаще всего неудачно. Попыток предпринималось великое множество во всех странах мира, в том числе и в России времен Ивана Грозного.
Однако, учитывая, что человек от природы не обладает необходимой силой для «машущего полета», из какого бы материала ни изготавливались крылья, летать с их помощью было невозможно.
Зато в первой половине ХХ века вошли в моду так называемые летающие костюмы. Наблюдательные граждане решили, что если уж нельзя взлететь, истошно махая искусственными крыльями, то планировать, сшив костюм с перепонками, как у летучих мышей, вполне допустимо.
Одной из первых энтузиасток нового опасного увлечения оказалась известная европейская оперная певица и танцовщица мадам Элен Альберти. Она не только самостоятельно сконструировала летающий костюм, но даже собиралась открыть соответствующую летную школу. К сожалению, большинство ее полетов закончилось падением, синяками и разбитым носом.
Другие поклонники летающих костюмов, как правило, выпрыгивали из самолетов и пытались парить в воздухе, страхуя свой полет парашютом за спиной. Но даже в этом случае только в период 1930-1960-х годов во время подобных полетов погибли около 70 экстремалов.
Тем не менее сегодня летающие костюмы довольно популярны, поскольку изготавливаются из прочной ткани, а в Новой Зеландии проводятся регулярные фестивали для поклонников бейсджамперов — любителей полета в летающих костюмах. При этом данный вид экстремального времяпрепровождения является одним из лидеров по гибели его поклонников.
МЕЖДУ НЕБОМ И ВОДОЙ
В течение последних нескольких лет на курортах мира появился новый вид развлечения на воде — полеты при помощи ранца, из сопла которого вырываются струи воды, поднимающие человека в воздух.
Изобретение относительно новое, но уже завоевало внимание любителей активного отдыха по всему миру. В частности, за американской моделью Jetlev R200 покупатели выстраиваются в самую настоящую очередь, хотя водоструйный рюкзак совсем недешев — стоит около 100 000 долларов США. Правда, на любом крупном мировом курорте он окупится за один-два сезона.
С помощью водоструйного рюкзака любой желающий может подняться в воздух до девяти метров над водой и на протяжении нескольких часов носиться над водной гладью при максимальной скорости полета 35 км/ч.
Водоструйный рюкзак работает как от морской воды, так и от пресной. Единственный недостаток данного устройства — это моторная лодка, которая должна следовать за человеком, совершающим полет, и шлангом, по которому от лодки к рюкзаку при помощи мощного компрессора подается вода.
ПО СТОПАМ ВИННИ ПУХА
Кто из нас в детстве не мечтал повторить подвиг знаменитого Винни Пуха, героя любимого советской ребятней мультфильма, изобразив из себя маленькую тучку, и подняться в небо на воздушном шарике? Казалось бы, в реальной жизни подобное невозможно. Вовсе нет!
Во всем мире существует немало смельчаков, пробующих взмыть в небо на связке из нескольких сотен воздушных шариков. А мировой рекорд принадлежит россиянину Виталию Куликову.
20 ноября 2004 года этот смельчак на связке из 800 воздушных шаров, которую он поэтично назвал неболетом, совершил подъем на рекордную для подобного летательного средства высоту — 5740 метров.
До него аналогичный рекорд принадлежал англичанину Иэну Эшпоулу, правда, тот, в отличие от Виталия, не сумел приземлиться на шарах. Когда они лопнули, англичанин был вынужден спускаться на парашюте.
Примечательно, что изначально у Виталия было 1300 шаров, но в ноябре темнеет рано, и команда из 15 человек сумела наполнить гелием лишь 800 из них, да и то неравномерно. Кстати, это обстоятельство впоследствии сыграло положительную роль.
Шары в воздухе лопались неравномерно, что позволило Виталию осуществить постепенную посадку без использования парашюта. Правда, при спуске уже около земли поднялся буран, и путешественника со скоростью 160 км/ч понесло в лес. Тормозить ему пришлось о деревья. Он чудом остался жив.
ПО ВОЗДУХУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
В начале ХХ века в мире произошел бум на полеты и конструирование необычных летательных аппаратов. Желая идти в ногу со временем, Робер Пежо, владевший фабрикой по производству велосипедов, в 1912 году предложил приз в 10 тысяч франков тому, кто сможет, прикрепив к велосипеду крылья, пролететь хотя бы десять метров, и тысячу франков тому, кто пролетит хотя бы метр. Увы! Из 30 претендентов никто не смог пролететь на велосипеде даже метра.
Однако сама идея не умерла, и попытки создать велосипед-самолет продолжились. Один из первых мускулолетов, как ученые окрестили гибрид велосипеда с самолетом, был сконструирован в 1979 году.
Испытания необычного летающего устройства прошли успешно. Американец Брайен Аллен перелетел на нем Ла-Манш под бурные аплодисменты публики. Однако мировой рекорд по дальности полета на мускулолете модели MIT Daedalus поставил греческий велосипедист, участник летних Олимпийских игр 1984 года К. Канеллопулос.
23 апреля 1988 года он, подобно древнегреческому Дедалу, пролетел 115 километров за 3 часа 54 минуты 59 секунд с острова Крит на материк.
Сегодня различные модели мускулолетов крайне популярны у любителей экстремальных видов спорта. Их выгодно отличает относительно небольшая цена и вес около 30 кг. Причем для взлета мускулолета не требуется аэродром, а скорость полета может достигать 45 км/ч.
С РАКЕТОЙ ЗА СПИНОЙ
Любители научной фантастики отлично знают, что большинство научно-технических новинок, описанных фантастами прошлого, в скором времени становятся реальностью. Романы и кинофильмы о суперменах, перемещающихся за счет ранца с реактивным двигателем за спиной, были крайне популярны практически на протяжении всего ХХ века.
Неудивительно, что еще в 1960-х годах в США стали появляться прототипы этого необычного средства для полета по воздуху. Первая действующая модель реактивного ранца под названием Rocket Belt была представлена публике в 1961 году, хотя полет с помощью данного технического устройства продлился всего 14 секунд.
С годами реактивный ранец не раз модернизировался. В 1984 году Билл Сьютор совершил полет с помощью ранца с реактивным двигателем на открытии Олимпиады в Лос-Анджелесе, который увидели более 2,5 млрд человек. А несколько лет назад, 9 ноября 2015 года, американец Дэвид Мэйман, демонстрируя публике ранец с реактивным двигателем собственного изобретения JB-9, сумел облететь статую Свободы в Нью-Йорке.
Сегодня средства для полетов постоянно совершенствуются, а научно-популярные издания по всему миру считают, что в ближайшем будущем из технической диковинки они станут повсеместным средством передвижения.
Источник: