«Кукольный остров» от Камчатки до Польши

Фото предоставлено арт-дирекцией фестиваля

Международный независимый онлайн-фестиваль театров кукол «Кукольный остров» отличается от своих собратьев тем, что здесь не показывают спектакли, ни онлайн, ни в записи. В рамках конкурсной программы в прямом эфире выступают профессиональные артисты-кукольники – соло. По условиям, от театра — только один артист и куклы или предметы. Всё выступление должно быть не более 12 минут. Ноябрьский марафон 2021 года был уже четвёртым и собрал 15 государственных и независимых театров России и зарубежья: из Петропавловска-Камчатского, Нерюнгри, Кызыла, Новосибирска, Железногорска Красноярского края, Ташкента, Екатеринбурга, Липецка, Дзержинска Нижегородской области, Хвалынска Саратовской области, Москвы, Петербурга и польского города Жешув.

Идея объединить кукольников онлайн возникла в период пандемии весной 2020-го у актёра и продюсера Александра Усердина (Москва), на тот момент — директора Костромского театра кукол. Программным директором, ведущей и завлитом фестиваля является театральный критик Ирина Пекарская (Кострома). «Кукольный остров»- IV ушёл с гос. платформы, став полностью независимым проектом, и в команде появились режиссёр проекта – режиссёр театра кукол Иван Карпов (Липецк), и художник проекта – художник в театре кукол Софья Бодиловская (Петербург).

Организаторы к самоизоляции отнеслись как к вызову времени – как может театр кукол выживать в таких предлагаемых обстоятельствах? Для многих театров возможность контакта в прямом эфире оказалась очень важной. В Европе творческий обмен происходит активнее, государства небольшие и разные культуры, разные языки неизбежно обновляют и стимулируют творческие процессы взаимодействием друг с другом.

Российские театры нередко изолированы не только внутри страны, но и друг от друга. Что происходит на Камчатке, не представляет не только Калининград, но и Москва, и даже Новосибирск. На многие фестивали театры прибывают за день до своего показа, и — хорошо, если задерживаются на день после, часто не успевая посмотреть, как работают их коллеги из других регионов. Получается, театры, особенно театры кукол, варятся «в собственном соку».

В сольном номере есть возможность для артиста проявить инициативу, способность к импровизации, показать зрителю своё личное отношение к кукле, любовь к профессии, театру. В то же время выступление перед камерой, да ещё крупным планом – для многих новый навык, который сегодня становится всё актуальнее в современном мире. Не менее важен и другой эффект – среди зрителей могут оказаться и те, кто в театр ходил только в детстве или никогда не ходил, и так открыть для себя этот вид искусства. В этой ситуации перед кукловодом, оставшимся наедине с миром по ту сторону камеры, стоит грандиозная задача – влюбить в себя зрителя. Случайного или профессионального зрителя, а этот фестиваль смотрит немало профессионалов, очаровать одинаково непросто. Ещё один момент – здесь на равных оказываются государственные и негосударственные театры, итог не зависит от материальной базы и размеров сцены.

Фото предоставлено арт-дирекцией фестиваля

Фестиваль конкурсный, всего 4 номинации. «Лучшего артиста», «Лучшую куклу/художника», «Театр, который хотелось бы посетить» определяет профессиональное жюри, в состав которого обязательно входят люди основных театральных профессий. Четвёртая номинация – зрители в онлайн-голосовании выбирают «Любимца публики».

Номинация «Любимец публики». Камчатка отнеслась к своему участию как к шансу быть вместе со всей страной, на одной площадке. Ведь условия полуострова таковы, что выбраться оттуда нелегко, поэтому артисты чувствуют себя даже не на периферии, а в изоляции. Зрительское голосование за камчатскую актрису Сандру Клер было очень активным весь световой камчатский день (разница во времени у Петропавловска-Камчатского с Москвой – 9 часов). И когда на Дальний Восток спустилась ночь, набрало темп голосование в европейской части страны. Быстро определился второй лидер — весь день с не меньшим азартом зрители голосовали за молодую актрису Таисию Шевкунову из Орла, и за пару часов до закрытия голосования Орловский театр кукол опередил своего восточного коллегу — всего на 20 голосов. Организаторы «Кукольного острова» по опыту знают — зрители часто голосуют за самых простых кукол и концертные куклы-ручки Таисии Шевкуновой закономерно вызвали симпатии аудитории.

Но вся Камчатка в едином порыве поддерживала свою актрису и её сказки, сочинённые для кукол. И специализированный диплом для Камчатского театра кукол сформулирован честно: «За объединение театрального искусства Камчатского края и России».

Номинация «Лучший артист». На юго-востоке Польши, в Прикарпатье, есть город Жешув. В Жешуве – театр «Маска» (Teatr Maska w Rzeszowie). Театр «Маска» прислал в оргкомитет фестиваля кукольные фильмы-спектакли, которые создали артисты во время пандемии. 7 миниатюр с планшетными куклами под общим названием «Истории о любви» (Historie o miłości), которые касаются отношений между детьми и родителями, родными и чужими, мужчиной и женщиной, молодыми и старыми. Стало понятно — такими произведениями важно поделиться и с любителями театра кукол, и с профессионалами. Организаторы «Кукольного острова» при поддержке переводчиков с польского Ольги Фёдоровой от Польского культурного центра (Москва) и Татьяны Молчановой (Кострома) договорились с театром «Маска» из Жешува о партнёрстве и возможности показать онлайн «Истории о любви», предложив подготовить выступление и для конкурса.

Артист Богуслав Михалек (Bogusław Michałek) специально для «Кукольного острова» создал миниатюру «Окно» в жанре теневого спектакля, где, как он сам сформулировал, «только руки». Его номер стилизован под чёрно-белое кино, а руки, пластичные, живые, под музыку создают разные образы, самыми запоминающимися из которых стали подвижные нервные птички. Жюри единогласно (59 баллов из 60 возможных) присудило Богуславу Михалеку победу в номинации «Лучший артист». Это заслуженная награда за профессионализм, творческий потенциал, обаяние и эстетическое чутьё польского артиста.

Спросите, куда делся один балл из 60? Была также отмечена молодая актриса из питерского Кукольного театра сказки Тамаре Путрик. Молодость и опытность выравнивает талант.

Номинация «Лучшая кукла/художник». Куклы были разные – красивые гапитно-тростевые из Узбекистана и Камчатки, потешная тростевая из Железногорска, теневые традиционные куклы разных народов из Екатеринбурга, немало планшетных… Необычную куклу – реконструкцию народной системы «ортегде» продемонстрировал Буян Сарыглар, артист из Тувинского государственного театра кукол: кукла «Горный козёл» представляет собой небольшой механизм, штифты которого находятся внутри горы, на которой козлик закреплён. От этой конструкции идёт леска, привязанная к пальцу исполнителя. Артист поёт, играет на народном музыкальном инструменте, пальцы бегают по струнам и козлик подпрыгивает. Это напоминает кукол со средневековых миниатюр, где танцующие или сражающиеся на планшете куклы верёвкой прикреплены к отбивающей такт ноге музыканта.

Победителем в номинации стал Реб Тевье (художник – Светлана Рыжкова) Липецкого государственного театра кукол в руках артиста Владимира Никулина. Реб Тевье – характерная планшетная кукла, с важным преимуществом для экрана – подвижным ртом. Кроме того, маска куклы сделана так, что кажется, глаза тоже моргают при движении головой. Реб Тевье у Владимира Никулина получился подвижный, общительный, с юмором. Этот дуэт актёра и куклы — один из лидеров фестиваля.

Многие артисты на фестивале строили диалог с куклой, обсуждали свои отношения, рассказывали о театре, о спектакле не фронтально глядя в камеру, а в общении, создавая с куклой дуэты. Такой приём в специфическом формате «Кукольного острова» воспринимается часто интереснее, чем презентация фрагментов из спектаклей. Смешной и обаятельной получилась сценка, представленная Екатериной Черновой из Дзержинского театра кукол. Её куклы, Лиса Патрикеевна и Ослик – герои разных сказок, обсуждали происходящее в соответствии со своими характерами.

Номинация «Театр, который хотелось бы посетить». «Кукольный остров» одной из своих задач видит популяризацию театров кукол. Эта награда в предыдущие разы осталась в театрах, по которым артисты сделали настоящую экскурсию. В этот раз для визита был выбран Театр кукол Республики Саха в Нерюнгри. Нерюнгри принял участие в фестивале третий раз, артисты из этого театра всегда запоминаются, так как создают яркие колоритные образы. В этот раз коллектив представляла актриса Равиля Мифтахова с планшетным Снеговичком. Он прошёл путь от появления «из снега» до превращения в картонного героя на планшете книжки-панорамы – проекта новой постановки, которую недавно запланировали в театре.

Внеконкурсная программа. В положении фестиваля отдельно оговорена внеконкурсная программа. Обычно в нее входила демонстрация трёхминутных видеороликов, созданных в театрах кукол – в условиях пандемии театры начали больше создавать видеоконтента, иногда достойного того, чтобы поделиться им с коллегами. В этот раз ролики оказались более серьёзными и даже философскими, особенно стоит отметить работу Евгении Тарасовой «Крошечная жизнь» (театр «Четыре угла», Москва) с куклами и декорациями из кусочка хлеба, и моноспектакли студентов отделения режиссуры театра кукол РГИСИ (мастерская Наумова) — Анны Вовчок и Алексея Колесова, по мотивам персидской поэзии.

Кроме того, когда был запланирован четвертый «Кукольный остров», команда фестиваля связалась с деканом факультета театра кукол РГИСИ Николаем Петровичем Наумовым, и он предложил расширить внеконкурсную программу традиционными для факультета театрализованными читками пьес. «Кукольный остров» дал студентам пьесы на выбор, в последние годы входившие в топ конкурса современной драматургии «Ремарка». В итоге теперь в записи можно посмотреть пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом» и Нины Беленицкой «Семён вместо дерева».

Недостатком фестиваля оказалось несовершенство связи: в театрах не всегда могут обеспечить хороший звук, у организаторов бывали сбои сигналав эфире. Преодолеть неопытность работы с техническими средствами в режиме онлайн в театрах– задача, которую нам ставит стремительно меняющаяся реальность. Это не означает, что театр должен состязаться с Тик-током, но он может там присутствовать (как «Ёжик Боря» Руслана Вольфсона) и, входя в таком формате в жизнь, возвращать зрителя в стены театров.

Кроме конкурсных и внеконкурсных работ, все зрители отметили профессионализм, обаяние и редкую внятность «пищиковой» дикции Петрушки – одного из ведущих эфира. А это значит, что будущее у фестиваля есть и создатели «Кукольного острова» видят перспективы в развитии кукольного движения.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий