Поздно вечером 23 марта по информационным агентствам мира пронеслась новость об аварии круизного лайнера Viking Sky у берегов Норвегии.
Под ударами стихии оказались около 1300 пассажиров и членов экипажа. Происшествие имело все шансы пополнить черный список затонувших круизных кораблей. Расскажем о пяти наиболее громких из них.
Viking Sky: подвела автоматика
Буквально чудом избежали гибели в морской пучине команда и туристы, путешествующие на огромном морском лайнере Viking Sky.
Казалось бы, что может произойти с крупным судном в XXI веке? Однако, как показала практика, подвели как раз современные технологии. Когда лайнер попал в шторм, из-за волнений масло перестало поступать в двигатели, в результате чего произошло их автоматическое отключение.
Пока 10-метровые волны заливали палубу, а по салонам и каютам летала мебель, пассажиры, чувствуя себя пассажирами «Титаника», готовились к самому худшему.
Это была, наверное, первая в истории масштабная морская авария, кадры которой попали в прямой эфир. Благодаря современной технике кадры хаоса, происходившего на борту корабля, тут же появились в социальных сетях.
Пассажиров эвакуировали вертолетами, каждого человека поднимали в воздух на тросах, сотрясаемых порывами шквального ветра. Был риск, что корабль сорвет с якоря и бросит на скалы. Всего были эвакуированы 463 человека, после чего техники все же смогли запустить три из четырех двигателей и судно дошло до ближайшего порта.
«Михаил Лермонтов»: жертва конкуренции
16 февраля 1986 года напоролся на скалы и затонул круизный лайнер «Михаил Лермонтов».
Советский теплоход, построенный в ГДР в 1972 году, считался одним из самых шикарных лайнеров своего времени и использовался исключительно на международных рейсах. Европейские пенсионеры в очередь выстраивались, чтобы отправиться на нем в турне. Причиной тому была цена круиза, она была существенно ниже, чем на иностранных судах аналогичного класса.
Неудивительно, что конкуренты крайне негативно относились к тому, что «Михаил Лермонтов», нагло демпингуя, отбивает у них клиентов. Редкое плавание обходилось без мелких диверсий со стороны конкурентов. Впоследствии капитан судна Арам Оганов рассказывал журналистам, как ему многократно поступали угрозы от владельцев конкурирующих судов.
В свое последнее плавание теплоход отправился 16 февраля 1986 года из новозеландского порта Пиктон. На борту находились 408 пассажиров и 330 членов экипажа. Спустя полтора часа плавания на капитанском мостике остались помощник капитана и местный лоцман Дональд Джемисон, нанятый для прохода вдоль побережья Новой Зеландии, славящегося своими острыми скалами.
Почему-то лоцман повел судно в опасной близости от берега. Теплоход заканчивал маневр в проливе и должен был выйти в открытый океан. Неожиданно лоцман дал команду повернуть руль влево на 10 градусов. Судно изменило курс и вошло в узкий пролив между мысом Джексон и маяком. Спустя четыре минуты лоцман потребовал, чтобы рулевой снова повернул руль влево еще на десять градусов. Как только странное распоряжение было исполнено, «Михаил Лермонтов» врезался в подводную скалу. Длина пробоины составила 12 метров. Теплоход начал тонуть. К счастью, пассажиров удалось спасти. Погиб лишь Павел Заглядимов, чья вахта находилась в рефрижераторном отсеке, где судно получило пробоину.
Недосчитались на берегу и злосчастного лоцмана. Как выяснила полиция, новозеландец бежал через туалет, оборудованный двойными дверьми. Впоследствии Джемисона арестовали. Всем было очевидно: налицо преступный умысел. Вопрос лишь в том, кто его оплатил. Но местную полицию это почему-то не заинтересовало. Более того, спустя несколько лет виновник происшествия вернулся к своей работе.
Costa Concordia: страховка или халатность?
Крупнейший из затонувших круизных лайнеров Costa Concordia пошел ко дну в пятницу 13 января 2012 года.
Шикарное судно, имевшее 13 палуб и около 1,5 тыс. комфортабельных кают, пропороло себе днище о риф около острова Джильо Тосканского архипелага. Из 3216 пассажиров и 1013 членов экипажа, находившихся на борту, погибли 32 человека.
Виновником происшествия был признан капитан судна Франческо Скеттино, который слишком близко подошел к острову. При этом злополучный капитан поздно оповестил об инциденте береговую охрану. Целый час людям говорили, что все в порядке, в то время как лайнер медленно тонул.
Капитана приговорили к 16 годам тюрьмы, хотя сам он настаивал на своей невиновности. Он утверждал, что виноват рулевой филиппинец, плохо понимавший его команды. На вопрос судьи, почему корабль оказался на 4 мили ближе к берегу, чем положено, Скеттино сказал, что хотел данным маневром поприветствовать бывшего капитана судна, жившего на острове.
По данным ряда СМИ, причина была в другом: лайнер был застрахован на гигантскую сумму — около 3 млрд долларов — в профессиональной ассоциации Standard Club. А стоимость погибшего судна, выплаты компенсаций пострадавшим, подъем и утилизация корабля не превысили 2 млрд. Сложно поверить, чтобы опытный морской волк, 52 раза в год ходивший одним и тем же маршрутом, случайно напоролся на риф.
«Британник»: мина для плавучего госпиталя
Пассажирский лайнер «Британник», брат-близнец погибшего за 4 года до этого «Титаника», повторил его судьбу 21 ноября 1916 года.
После гибели «Титаника» судостроители учли все недостатки, приведшие к крушению этого судна, при строительстве «Британника». Несколько лет лайнер благополучно перевозил обеспеченных пассажиров, до тех пор пока не началась Первая мировая.
Во время боевых действий судно использовали в качестве госпиталя на воде. Увы, война не пощадила младшего брата «Титаника». Перевозя 3300 раненых 21 ноября 2016 года, «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U73 неподалеку от побережья Греции. Судно завалилось на правый борт и ушло под воду. К счастью, большинство людей, находившихся на борту, удалось эвакуировать. Погибли 30 человек.
«Эстония»: дефекты конструкции?
Страшная трагедия разыгралась в мирном Балтийском море 28 сентября 1994 года — затонувший паром «Эстония» унес с собой сотни человеческих жизней.
Тогда погибли 852 человека из 989 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту парома. Трагедия произошла у финского острова Утэ на пути из Таллина в Стокгольм во время сильного шторма. Комиссия, расследовавшая происшествие, установила, что судно погибло из-за стечения нескольких обстоятельств.
Предполагается, что паром имел конструктивные дефекты. В непогоду разрушились крепления транспортного люка на борту судна, вода хлынула в трюм, и в течение получаса корабль ушел на дно.
Председатель международной комиссии, расследовавшей инцидент, эстонский министр Анди Мейстер заявил прессе, что загадочным образом пропала пленка, сделанная шведскими роботами на капитанском мостике.
В свою очередь, представители немецкой верфи, где был построен паром, пришли к выводу, что о поступлении воды через носовые ворота было известно до отплытия «Эстонии» и выпускать ее из порта инспекторы не имели права. Немецкие эксперты не исключили возможности взрывов на носу парома, которые привели к его затоплению.
Плюс ко всему представитель таможни в 2004 году заявил журналистам, что на пароме в день трагедии перевозилась советская военная техника. Созванная по данному заявлению комиссия это подтвердила. Тем не менее, несмотря на обилие фактов о неслучайной гибели парома, в 2009 году работа четвертой, последней, комиссии была прекращена.
Источник: