Руководство Белоруссии добилось от российских друзей и партнёров дополнительной «поддержки» — выделения кредитов и пролонгации льготного режима поставок углеводородов, которые можно было бы с большой выгодой экспортировать западнее, а выручку направить на финансирование национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития, указанных в майском указе Владимира Путина.
Вместо этого деньги будут освоены Александром Лукашенко и направлены, судя по объяснениям белорусского Совмина, на обслуживание долгов перед Россией. За свой счёт республика жить не может и занимает то в Европе, то в Азии, стремительно наращивая долг официального Минска перед евразийскими друзьями и партнёрами.
Пока что получается обслуживать долг за счёт новых кредитов и займов, но отдавать их, видимо, придётся следующему поколению белорусов. В 2019 году белорусским властям придётся выплатить $ 3,6 млрд и снова занять, чтобы обслужить внешний госдолг в 2020 году. Такие «пиковые выплаты» продолжаются из года в год. И почему-то каждый раз Минск просит Москву о «поддержке» — за этой формулировкой скрывается элементарная просьба «дай грошай». При этом не Белоруссия, а Россия находится под экономическими санкциями США и ЕС.
В ноябре правительственные чиновники сообщили о положительном рассмотрении Москвой очередного обращения Минска за финансовой помощью: в 2019 году власти Белоруссии получат $ 1 млрд по линии правительства РФ и ещё $ 630 млн фактически российских денег по линии ЕФСР. В конце октября глава министр финансов Белоруссии Максим Ермолович сообщил: «Этот подход согласован между минфинами и российским Минфином подтвержден. Для нас это возможность рефинансировать часть обязательств по 2019 году».
Хорошо, если правительственный кредит и транш переименованного антикризисного фонда уйдут на заявленные цели. Стоит учитывать, что Белоруссия входит в непростой период очередных «временных трудностей и неурядиц», о которых Александр Лукашенко недавно высказался так: «У нас начинается политическая „вакханалия“, которая продлится минимум полтора года. И выборы парламента, и президента. Они никогда не добавляли стабильности и спокойствия в нашем обществе. Нам надо в свойственной манере пройти этот этап, не сбросив обороты. Народ нам это не простит. Политическая кампания — это экзамен. Поэтому нам придется сдавать и один, и второй экзамен, и отчитываться перед народом. Наши люди умеют спрашивать».
Речь идёт о раздаче предвыборных пряников — типичной популистской программе, которую реализуют политики во всех странах при продлении своих полномочий. И здесь ключевой вопрос для России таков: нужен ли Лукашенко во главе союзной республики, которая давно уже перевела отношения с Россией на уровень поведения субъектов с пониженной внешнеполитической ответственностью. Во время «августовской войны» 2008 года Лукашенко демонстративно дистанцировался от России, затем начал сближаться с Тбилиси и не сдержал своего обещания признать постгрузинские республики. Позже, аргументируя длительное виляние в этом вопросе, сопровождаемое попыткой представить карманное Нацсобрание РБ самостоятельной инстанцией, уполномоченной принимать решения по подобным поводам (президент Белоруссии, напомним, тогда утверждал, что тема признания Абхазии и Южной Осетии в первую очередь должна быть рассмотрена парламентом), Лукашенко прямо заявил: Москва не готова была профинансировать вполне предсказуемые издержки Минска (т.е. самого Лукашенко и его семьи).
Затем история повторилась в 2014 году с той лишь разницей, что во время государственного переворота на Украине Лукашенко сразу отказал в легитимности своему как бы другу Виктору Януковичу и поддержал мятежников, демонстративно называя майданного лидера Александра Турчинова «президентом». После этого Лукашенко решительно отверг одобренный в Москве план федерализации охваченной гражданской войной Украины и стал оказывать всевозможную поддержку киевской хунте. Постукраинские ДНР и ЛНР он, естественно, не признал и, более того, распорядился преследовать белорусских добровольцев, уехавших без высочайшего разрешения защищать Донбасс.
Весной сего года, в разгар острого политического конфликта между Великобританией и Россией, он послал главу МИД Белоруссии Владимира Макея в Лондон. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров получил от английских друзей и партнёров недвусмысленный отказ в приёме на Туманном Альбионе, а посланник Лукашенко был демонстративно принят — тем самым Тереза Мэй ясно дала понять, стоит ли Москве рассчитывать на «единственного союзника». Российских дипломатов Лондон выслал, а белорусского — принял, обеспечив последнему насыщенную программу встреч.
Помимо членов правительства и парламента Макей встретился с членом королевской семьи принцем Майклом Кентским, обсудив с ним темы «взаимодействия в экономической и гуманитарной областях». Но самое интересное — это встреча Макея и других белорусских визитёров с британскими экспертами, вырабатывающими комплексы мер по «сдерживанию России». В частности, глава МИД как бы союзной России Белоруссии посетил «Центр европейских реформ, где принял участие в круглом столе «Современная Белоруссия и её место в Европе» с участием «ведущих британских аналитических центров». В их числе упомянуты Chatham House (Королевский институт международных отношений), Международный институт стратегических исследований и Европейский совет по международным отношениям. Все они специализируются на разработке антироссийских стратегий и поддерживают прямые контакты с британскими и американскими спецслужбами.
В начале этого года Макей принимал главу Центра европейских реформ Чарльза Гранта в Минске. А до этого, в конце 2017 года Лондон посетила делегация Минобороны Белоруссии. В целом между Белоруссией и Великобританией по линии МИД и бизнеса идут весьма активные, но непубличные контакты. Не случайно английские фирмы стали крупнейшими покупателями белорусских нефтепродуктов, выработанных из русской нефти, поставляемой как бы союзнику по льготным ценам. Также не случайна и активность британского капитала в Белоруссии. В этом есть одна неприятная для руководство Белоруссии особенность: «живых денег» Лукашенко англичане не дают. Китайцы, кстати, тоже. Поэтому так называемая «многовекторная внешняя политика» в конечном итоге упирается в просьбы к России дать денег.
Недавно Chatham House распространил интересный доклад. Как сообщает RT со ссылкой на документ, в случае Украины и Молдавии Москва якобы пытается воспрепятствовать их интеграции в евро-атлантические структуры, а в случае Белоруссии — «изолировать общество» от западных ценностей. Поэтому так называемое укрепление устойчивости к негативному влиянию России должно будет повысить безопасность этих государств, считают в британском аналитическом центре.
«Украина, Белоруссия и Молдавия, составляющие западную группу стран, работающих с Евросоюзом по программе „Восточное партнёрство“, находятся на передовой ожесточённой битвы за их собственное будущее. Они крайне подвержены различным угрозам, исходящим от России, которая задействует целый ряд инструментов для ослабления их суверенитета», — сказано в докладе британских аналитиков.
«Сплочённость и стабильность стран Восточной Европы играют ключевую роль для европейской безопасности в более широком смысле. Укрепление общественной и институционной устойчивости к негативному влиянию России в этих трёх странах — потенциально жизнеспособная стратегия повышения безопасности и снижения ущерба от сосуществования с действующим российским режимом», — считают в Chatham House.
В докладе также сказано, что его появление на свет стало возможным благодаря «щедрой поддержке» со стороны американского Национального фонда в поддержку демократии (NED). Фонд финансируется Конгрессом США в рамках бюджета правительственного Агентства США по международному развитию (USAID) и фактически находится на аутсорсинге Белого дома и американских спецслужб. Не случайно по линии NED осуществляется финансирование подрывной деятельности против России, включая прямые финансовые вливания в деятельности пресловутой «антипутинской оппозиции». Одним из членов совета директоров фонда являлся Збигнев Бжезинский — пожалуй, на этом характеристику спонсоров Chatham House можно завершить.
В общем, интересные партнёры у официального Минска в Лондоне, с репутацией. Не менее замечательные друзья у «державы в центре Европы» есть и по другую сторону Атлантики. В начале ноября новую минскую президентскую резиденцию, постройка которой также не обошлась без «поддержки» России, посетили «эксперт Центра по анализу европейской политики Бен Ходжес, старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений им. Дж. Байдена Майкл Карпентер, эксперт аналитического центра „Корпорация РЭНД“ Брюс Макклинток, президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард и старший научный сотрудник этого фонда Владимир Сокор».
Представленные на минской встрече аналитические центры США появились в Минске по приглашению Лукашенко через несколько дней после завершения «Мюнхенской конференции по безопасности». И на конференции, и в приватной части встречи с представителями Джеймстаунского фонда белорусский лидер сделал много смелых заявлений, который не смогли прокомментировать ни Дмитрий Песков, ни Мария Захарова. Лукашенко много говорил о России и месте Белоруссии «между двумя крупнейшими центрами силы», о заинтересованности в «крепком трансатлантическом партнерстве» и даже похвастался тем, что белорусская армия якобы «в состоянии обеспечить безопасность страны и выполнить свои функции лучше, чем любое другое государство, в том числе Россия».
«Мы уверены, что от сплоченности стран в регионе и сохранения военно-политической роли США в европейских делах зависит безопасность всего континента. И здесь мы не преувеличиваем. Без Америки мы здесь, к сожалению, не решим ни один вопрос, в том числе украинский конфликт», — сообщил Лукашенко американским визитёрам.
Фактически, он пригласил Вашингтон вмешиваться во внутриевропейские дела, против чего уже не очень робко возражают лидеры франко-германского альянса, да и другие члены Евросоюза. Намёк на услуги официального Минска в европейских делах американцев был услышан, однако денег Глен Ховард не привёз. Вместо этого специалисты по подрывной деятельности и госпереворотам провели консультации и семинар для заинтересованных, среди которых оказались финансируемые из белорусских бюджетных источников местные политологи-русофобы.
Визиту предшествовала длительная подготовительная работа. В октябре 2017 года замглавы МИД Белоруссии Олег Кравченко провёл в Вашингтоне серию встреч с правительственными чиновниками и сотрудниками Джеймстаунского фонда, RAND Corporation, Института Кеннана и Фонда Карнеги. В нынешнем году представители американских фондов и центров, специализирующихся на «сдерживании России», контрразведки США и прочих спецслужб не единожды побывали в Минске и чувствовали там себя как дома.
При столь активных контактах возникает закономерный вопрос: почему Запад не даёт денег Лукашенко? Ответ очевиден: Запад не даёт их никому. Каждый западный цент предлагается отработать. Ассортимент товаров и услуг, которые официальный Минск может предложить своим новым друзьям и партнёрам, не столь уж широк — как и у Грузии, как и у Украины, как и других постсоветских образований, созданных с единственной целью и основной функцией.
Деньги Лукашенко очень нужны, особенно накануне полуторагодичной «политической вакханалии», во время которой будет решаться вопрос о его преемнике. Уже немолодой и не пышущий здоровьем белорусский лидер мучительно решает вопрос передачи в наследство отторгнутой части Русского мира. Обнищавшая, во многом деградировавшая и мало кому интересная до украинского кризиса Белоруссия может замкнуть «санитарный кордон» вокруг России. Москве это не выгодно, но и вскармливать ещё одну «Галичину» тоже не интересно, а ведь всё идёт именно к этому.
Белорусское руководство давно уже не отчитывается перед своим народом ни за траты, ни за намерения взять в долг. В лучшем случае население ставят перед фактом: мы построили себе ещё один дворец. Или придумали себе рядом со дворцом площадь и взяли деньги в долг у России, чтобы установить такой же символ, какой нам понравился в Баку у Ильхама Алиева. Кстати, сын бывшего 1-го секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР и 1-го президента постсоветского Азербайджана Гейдара Алиева 19 ноября побывал в той самой минской резиденции, откуда недавно уехали специфические специалисты из США. Визит этот тем более интересен, что произошёл вскоре после скандального саммита ОДКБ в Казахстане, по итогам которого Никол Пашинян предъявил претензии белорусскому «донору безопасности». Таких совпадений не бывает.
Проблема, однако, не только в том, что Лукашенко не отчитывается перед своим, как он выражается, «народцем», но и в том, что он не желает отчитываться перед теми, у кого берёт в долг. Он не выполняет взятые на себя перед кредиторами обязательства. Именно поэтому МВФ в очередной раз отказал давать деньги в долг «под честное слово президента» — памятуя о надувательстве в прошлый раз. Именно поэтому ЕФСР столь неохотно открывал кредитную линию — памятуя о выполнении условий кредитования через Антикризисный фонд ЕврАзЭС и видя, как официальный Минск демонстративно нарушает условия согласованной программы и, используя политические рычаги, выламывает очередной транш.
МВФ можно обмануть лишь единожды — об этом Лукашенко предупреждали. С получением российских денег намного проще: можно съездить в Сочи и поставить всю российскую вертикаль перед фактом принятого президентом решения. Россия не обусловливает кредитование реформами, экономическими или политическими, она просто одалживает союзнику. Наверное, не такие уж и большие по российским масштабам деньги. Однако сейчас, во время противостояния с самой могущественной коалицией мира, свободных денег у Москвы нет.
Вопрос об истинной сущности избранного в союзники — не только политический, но и финансовый. Сможет ли вернуть России её инвестиции в союзничество тот, кого Лукашенко сам выберет в свои преемники — большой вопрос. Возможно, это даже ложный вопрос и выбор иной: желает ли на самом деле Россия воссоединения с Белоруссией и если да, то насколько сильно, и что конкретно она готова сделать ради этого.
Источник: agitpro.su
Источник: