Высокоскоростная магистраль в России никак не разгонится

Графика пресс-службы РЖД

«Российские железные дороги» в рамках Транспортной недели 2018 неожиданно представили макет нового отечественного скоростного поезда, который может развивать скорость до 360 км/ч. Презентация удивила не только далеких от сферы железнодорожных перевозок граждан, но и экспертов, поскольку прежде никаких технических и технологических решений для реализации проектов высокоскоростных магистралей (ВСМ) не обсуждалось. Также не ясно, кто будет финансировать проект – ведь строительство всех ранее предлагавшихся участков не готов был взять на себя ни бюджет, ни инвесторы, а эффективность проекта остается неопределенной.

В 2009 году, когда только началось обсуждение строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань, бюджет составлял 1 трлн руб. В дальнейшем первоначальный полигон ВСМ сократился до участка Москва–Владимир, а сейчас речь идет о еще более коротком участке от станции Железнодорожный до станции Гороховец. Несмотря на долгие обсуждения, к проекту по-прежнему остается много вопросов, в том числе о целесообразности самого высокоскоростного железнодорожного сообщения между Железнодорожным и Гороховцом. Кроме того, до сих пор не найден основной инвестор проекта. Бюджет, заложенный в долгосрочной программе развития РЖД, составляет 200 млрд руб., в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – 621,8 млрд руб. Из них 263 млн – средства госбюджета, остальные 621,5 млрд руб. – средства, полученные из внебюджетных источников. Такого финансирования для строительства даже такого усеченного участка высокоскоростной магистрали явно недостаточно.

Поиск инвесторов, как и разговоры о необходимости ВСМ в России, идут постоянно. В 2017–2018 годах первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин вел переговоры с китайскими инвесторами по поводу участия в проекте. Представители Китая выразили готовность вложиться в российскую ВСМ при двух условиях: во-первых, если они будут единственным иностранным инвестором. Во-вторых, если смогут использовать свою автоматику, телемеханику и подвижной состав. Но российской стороне экспорт азиатских технологий был не нужен.

В свою очередь, европейские инвесторы, с которыми также обсуждался участок ВСМ, оказались не готовы полностью взять на себя финансирование проекта. Кроме того, организаторы проекта столкнулись с определенными юридическими рисками, связанными с межеванием земель и с достижением требуемых по плану строительства показателей в случае участия иностранных инвесторов.

Например, открытым остается вопрос, смогут ли поезда на участке ВСМ достигать тех скоростей, при которых магистраль будет эффективной. Для развития высоких скоростей необходимы выделенные линии, которых план проекта не предполагает. Наличие макета скоростного поезда – решение только части проблемы, но нужны технические решения для инфраструктурного комплекса.

Скорее всего движение по ВСМ планируется организовать по аналогии с движением скоростного поезда «Сапсан» на направлении Москва–Санкт-Петербург. Там для поездов немецкого производства «Сапсан» установлена максимальная скорость 250 км/ч, с возможным увеличением до 350 км/ч. Весь полигон Москва–Санкт-Петербург–Москва сегодня составляет 1300 км, из них только на 10 (!!!) км возможно развивать максимальную скорость. На всех остальных участках скорость не должна превышать 230 км/ч. Таким образом, импортный поезд стоимостью несколько десятков миллионов евро не используется на максимальную мощность. Поезда «Сапсан» курсируют по участку Москва–Санкт-Петербург уже 10 лет, и за это время инфраструктура существенно не поменялась, и длина самого скоростного участка не увеличилась. Но это не помешало РЖД не так давно подписать с Германией контракт на поставку еще 11 составов этого класса.

Есть ли реальная необходимость в строительстве ВСМ при условии, что на ней не будет высокоскоростного движения? Полагаю, что нет. Между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом через Москву сегодня курсирует «Сапсан», между Москвой и Нижним Новгородом – «Ласточка» и «Стриж». На этом отрезке, по прогнозам, пассажиропоток может увеличиться несущественно. Ощутимый эффект ВСМ даст только на участке Москва–Казань, но без понимания технологий строительства говорить об однозначной выгодности проекта нельзя. Объемы финансирования данного проекта соизмеримы с бюджетом годовой инвестиционной программы РЖД, и пока на этот проект не потратили огромных денег, надо остановиться и сначала оценить его эффективность. 

Источник: ng.ru