Зампред ЦБ Владимир Чистюхин уверен
в скором утверждении закона об ИПК.
Фото с сайта www.duma.gov.ru
Сразу после повышения пенсионного возраста власти должны завершить пенсионную двухходовку введением квазидобровольного налога и перенаправлением бюджетных ресурсов в закрома негосударственных пенсионных фондов. Еще летом такая финансовая спецоперация казалась слишком конспирологической. Однако руководители Центробанка подтвердили, что «поставлен план» принять закон о новом пенсионном налоге уже в завершающуюся осеннюю парламентскую сессию.
«Поставлен план о принятии закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) в первом чтении в осеннюю сессию», – объявил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин, которого цитирует агентство Reuters. Кем именно «поставлен план о принятии закона», Чистюхин объяснять не стал.
Но и без его объяснений ясно, что план срочного утверждения пенсионных законов сформулирован руководством ЦБ и Минфина. При этом в ЦБ называют даже более сжатые сроки для проведения нового пенсионного закона через парламент. Если в Центробанке планируют принять закон в первом чтении до конца осенней сессии, то в Минфине до конца текущего года намерены лишь внести закон в Госдуму. «Про ИПК мы договорились, что ближе к концу года внесем (законопроект. – «НГ»)», – говорил на прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов.
Напомним, идея ИПК занимает умы финансового блока правительства и ЦБ уже не первый год. Минфин и ЦБ еще в 2016 году разработали его концепцию. В 2017 году идея бурно обсуждалась в профессиональной среде. Концепция ИПК предполагает, что граждане станут вносить в накопительную часть пенсии до 6% от своей зарплаты в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом старая накопительная система будет полностью демонтирована и перейдет в программу ИПК. Однако камнем преткновения в обсуждении стала предлагаемая чиновниками Минфина и ЦБ идея автоматической подписки граждан для участия в новой системе. Разработчики хотели, чтобы граждане вступали в новую систему по умолчанию, а отказывались от нее по письменному заявлению. Ряд министерств активно выступали против такого подхода. В итоге уже в начале 2018 года разработчики утверждали, что окончательно отказались от идеи подписки граждан по умолчанию, заменив ее «авторегистрацией». При этом чиновники прямо подчеркивали, что два этих механизма «на практике не сильно отличаются», а различия больше касаются «юридической техники» (см. «НГ» от 12.09.17).
В начале месяца в СМИ опять прошла информация о том, что чиновники от идеи «автоподписки» все-таки не отказались и подключение граждан к разрабатываемой системе ИПК будет происходить по умолчанию. Отказываться от участия в накопительной системе, наоборот, россиянам придется по заявлению. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов уточнял, что гражданам будет дан срок до 1,5–2 лет, для того чтобы «принять решение об участии в системе ИПК». А уже по истечении этого периода «молчуны» переходят в ИПК.
Сейчас же представители ЦБ говорят о том, что они «отодвинулись очень далеко от автоматической подписки». В то время как «некие механизмы стимулирования граждан, участвующих в индивидуальном пенсионном капитале, остались». Речь идет о системе формирования источника пенсионных выплат за счет отчислений самого гражданина (с предоставлением налоговых льгот) и/или работодателя (работодатель сможет софинансировать взносы работника, получая в этом случае льготы). Антон Силуанов не исключал таких преференций, как вычеты из налога на доходы физлиц (НДФЛ) и налога на прибыль. «Пока у нас такой, так сказать, все-таки добровольный характер участия в этой системе предусматривается, но со всеми мерами стимулирования, в том числе… для граждан, которые хотят осуществлять накопления себе на пенсию, как и для предприятий, которые будут заинтересованы в том, чтобы сотрудники участвовали в этой системе. Поэтому будем стараться через налоговые стимулы, через преференции стимулировать участие в ИПК», – приводит слова министра RNS. Фактически предложение властей звучит так: участие граждан в новой системе государство будет финансировать из бюджета. Ведь, предоставляя потенциальным участникам системы налоговые преференции, государство фактически лишает себя бюджетных доходов на искомую сумму.
Ввод системы также планируется осуществлять постепенно, сообщал глава Минфина. «В первый год участия планируется нулевая ставка по отчислениям в ИПК, второй год – 1%, по одному проценту добавлять… с тем, чтобы это было незаметно, по сути дела, для зарплат, для финансовых ресурсов, которые получает работник», – пояснял он.
Заработать новая накопительная система, по версии чиновников, должна с 2020 года. Притом что текст законопроекта пока так и не был представлен на суд общественности.
Удивителен и тот факт, что, несмотря на то, что новую концепцию активно продвигают ЦБ и Минфин, подведомственные им институты не слишком верят в успешную реализацию очередной накопительной системы. Доверие населения к накопительной системе сегодня полностью утрачено, и на его восстановление понадобятся годы, считают экономисты из подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). И создание нового механизма ИПК – это «история на поколения». «Не нужно думать, что люди завтра понесут туда деньги и начнут копить», – рассуждал директор НИФИ Владимир Назаров (см. «НГ» от 02.10.18).
С подобным мнением нельзя не согласиться. Накопительный компонент заморожен с 2014 года, а власти активно пытаются заменить его другой системой, подчеркивая, что «гражданам необходимо копить на старость».
Удивительно и то, что очередное обсуждение перспектив принятия ИПК активизировалось одновременно с повышением пенсионного возраста. Отказ от выплаты распределительных пенсий – это лишь часть крупнейшего перераспределения бюджетных средств в пользу конкретных интересантов, считают некоторые эксперты. «Те люди, которые настояли на пенсионной реформе, имеют большое личное участие в НПФ. И для них, если реформа не будет реализована, это приведет к их личной экономической катастрофе», – объясняет политический аналитик Валерий Соловей. По его словам, идеологи пенсионной реформы «понесут личные колоссальные экономические потери наподобие тех, которые понес эвакуировавшийся в Лондон Борис Минц. Действительно, владельцы нескольких крупных негосударственных пенсионных фондов РФ использовали деньги из накопительной пенсионной системы для поддержки собственного бизнеса. И далеко не всегда удачного. В результате они крайне заинтересованы в перенаправлении бюджетных денег от выплаты текущих пенсий в так называемую накопительную систему. Для этого требуется сократить бюджетные отчисления в нынешний Пенсионный фонд, что и достигается отказом от выплаты пенсий несостоявшимся пенсионерам (см. «НГ» от 16.07.18).
Впрочем, не все эксперты «НГ» считают, что две пенсионные реформы – повышения возраста выхода на пенсию и введение ИПК – как-то связаны между собой. «Оба проекта обсуждались параллельно. Проект повышения пенсионного возраста не имел реальных форм до последнего момента, а о запуске ИПК говорили уже несколько лет», – считает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.
«Это не простое совпадение, это – показатель отношения государства к своим гражданам», – спорит замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. «Государство фактически заинтересовано в том, чтобы лишить граждан последнего оплота социальной защищенности – трудовых пенсий – и стимулировать (вынудить) их откладывать на пенсию самостоятельно», – продолжает она, подчеркивая, что тем самым бюджет на первых порах действительно начнет финансировать накопительную систему. «Но гражданин имеет право знать, куда конкретно расходуются его налоги. В настоящее время он этого не знает, так как государство перед гражданами не отчитывается», – указывает эксперт.
Источник: