Время оказалось не властно над «Приказом короля»

Во дворце Короля (Максим Клековкин), чей пылающий золотом костюм напоминает о «короле-солнце» Людовике XIV.
Фото Ольги Керелюк/Екатеринбургский академический театр оперы и балета

Мировая премьера балета «Приказ короля» в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета, он же Урал Опера Балет, – шаг в художественном диалоге современных хореографов с мастерами прошлого, начатом в Екатеринбурге «Тщетной предосторожностью» в 2015-м и «Пахитой» в нынешнем году. Однако на сей раз хранящиеся в библиотеке Гарвардского университета на протяжении двух десятилетий записи бывшего режиссера Мариинского театра Николая Сергеева не понадобились.

Мариус Петипа поставил «Приказ короля» в Санкт-Петербурге в 1886 году по мотивам оперы Лео Делиба «Так сказал король». Кое-какие свидетельства относительно более поздних авторских редакций в гарвардской коллекции сохранились, существуют и записи самого балетмейстера (спасибо за подсказку исследователю балетов Мариуса Петипа Андрею Галкину). Но в нынешней постановке ее создателя Вячеслава Самодурова заинтересовал не опыт реконструкции утраченного шедевра, а попытка понять, как может сегодня складываться форма большого балетного зрелища и какие идеи Петипа-хореографа и Петипа-режиссера по-прежнему актуальны.

Первоначальное либретто «Приказа короля» в отличие от полного хореографического текста сохранилось. Но авторы нового сценария Вячеслав Самодуров и Богдан Королёк в своих типологических изысканиях выбрали основные сюжетные мотивы из разных балетов Петипа.

Лейтмотивом стало путешествие на край света в поисках Красоты. А такому путешествию Время не указ. Во дворце Короля (Максим Клековкин), чей пылающий золотом костюм напоминает одновременно о «короле-солнце» Людовике XIV и египетских фараонах, появляется неопознанный летающий объект с таинственной девой внутри. Ее имя Изора (Мики Нисигути) отсылает к временам Античности и раннего Средневековья. Мудрецы каждый со своей трактовкой происходящего сошли то ли с картин Возрождения, то ли с экрана немого кино. Изору похищают сказочная Черная королева (Надежда Шамшурина) и ее эксцентричный паж (Игорь Булыцын). 

Приказ короля – найти принцессу. Для экспедиции отважного капитана Жерома де Блуа-Шампань (Алексей Селиверстов) сооружают дирижабль. Вдогонку Черная королева отправляет демонов. В непременной для балетов Петипа сцене Сна капитану и его спутникам чудится, что они обрели потерянный рай, команда не хочет пробуждаться, и Жером продолжает путешествие один. На краю света освобождает плененную Изору и других узниц Черной королевы. Любовь и Красота побеждают. А заодно, видимо, наука и пытливый и неугомонный человеческий ум – над счастливыми влюбленными парит космический корабль. Все времена и стили органично и очень красиво соединяются в костюмах Анастасии Нефёдовой, в парадоксальной сценографии Алексея Кондратьева и в музыке, специально написанной для балета «Приказ короля» петербургским композитором Анатолием Королевым.

Налицо основные структурные элементы балетов Петипа. Впечатляющие шествия королевской свиты, историко-бытовой танец (хорнпайп, бранль, гальярда), пантомима, сложные перестроения ансамблей женского кордебалета и Большое классическое па. Между тем в противоречие с жесткой архитектоникой Петипа в спектакле Самодурова вступают как будто размытые, текучие во временной и сюжетной неопределенности мизансцены. Между произведениями прошлого и новыми сочинениями, вне всякого сомнения, нет непроходимой пропасти. А мосты все же нужны. Урал Опера Балет учится их наводить.

Мировая премьера балета стала одним из главных событий Урал Опера Балет Феста (театр провел его совместно с Ельцин-центром) – первого в предполагаемой череде международных фестивалей нового академического искусства. В этом году на фестивале прозвучала музыка восьми современных российских композиторов – от Анатолия Королева и Юрия Красавина до Настасьи Хрущевой или Артура Зобнина.

Однако главным героем первого Урал Опера Балет Феста стал Мариус Петипа. И дело не в формальном поводе – отмечаемом в 2018 году 200-летии великого балетмейстера. Создав русский классический балет, Петипа оказал и продолжает оказывать существенное влияние на развитие танцевального искусства во всем мире. В области балета именно на его творчестве наглядно можно проследить то, как «традиция вступает в сложную химическую реакцию с днем сегодняшним».  

Екатеринбург–Москва

Источник: ng.ru