Вознесенский новый центр: взгляд в будущее

У нового центра есть шанс стать местом притяжения культурной и арт-тусовки. Фото © Культурный центр Андрея Вознесенского

В новом Культурном центре Андрея Вознесенского открылась вторая с начала года экспозиция под названием «Моя Плисецкая. Вознесенский новый год». Мультимедийная выставка посвящена дружбе семей поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, легендарной балерины Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Новое выставочное пространство развивает идею Культурного центра Андрея Вознесенского как площадки актуального искусства.

В мае 2018 года в центре Москвы, на Большой Ордынке, открылся Культурный центр Андрея Вознесенского, создатели которого ставят себе довольно амбициозную цель – показать творчество поэта и других шестидесятников не как застывший мемориал, а как мост в современность. К концу года, после нескольких мероприятий, кажется, что у центра есть шанс стать местом притяжения культурной и арт-тусовки, вслед за которой могут подтянуться и зрители.

Центр Вознесенского не похож на традиционный литературный музей «памяти поэта» – с записными книжками, рукописями, любимым креслом и неизменной ручкой под стеклом. Основатели центра, вдова и пасынок поэта, Зоя и Леонид Богуславские, и приглашенная ими команда предлагают принципиально новые средства для погружения в наследие и эпоху поэта, который и сам, как никто, ценил эксперименты и новаторство.

Экспозиция Петра Шепотинника и Аси Колодижнер, охватывающая первый этаж центра, позволяет каждому самостоятельно ощутить живой ритм стихов. «Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию – ностальгию по настоящему» – эти строки Вознесенского с одного из множества экранов читает Филипп Авдеев, молодой актер Гоголь-центра, только что снявшийся в нашумевшем фильме «Кислота». С другого – великая Алла Демидова произносит стоический речитатив, «Осень в Сигулде», с ее залихватским английским «гуд бай» и неожиданно щемящей концовкой.

В темном – будто зрительном – зале сам Вознесенский, в характерном жесте вскидывая руку, читает своих стихи – от легендарных чтений в Политехническом и до самых последних лет. Ему по очереди, проступая из черных занавесей по стенам, вторят молодые актеры.

В соседнем, по контрасту светлом, зале можно самому поучаствовать в своеобразном «поэтическом караоке» – взять микрофон и войти в резонанс с бегущими по стене стихами; или поиграть с интерактивной инсталляцией «Россия/Poesia», где свет, стихи и скульптура позволяют по кругу обойти поэзию Вознесенского – и всю страну.

К этому зимнему сезону в центре открылись новые залы и новый мультимедийный проект. Выставка «Моя Плисецкая. Вознесенский новый год» посвящена дружбе и искусству двух знаменитых семей. Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская и Майя Плисецкая и Родион Щедрин встречали вместе Новый год 17 раз. Для Вознесенского это была своеобразная традиция, которая, как он считал, приносит ему удачу. Он, как и многие, подпал под ослепительное обаяние личности и творчества Плисецкой, но остался, по сути, единственным крупным автором, сумевшим выразить в слове ту вибрацию чувств, с которой она озвучивала свои самые безмолвные жесты и самые тихие адажио.

Программный текст поэта – «Портрет Плисецкой» и семейная традиция, растянувшаяся на десятки лет, легли в основу новой выставки. На этой основе актуальные художники под кураторством Кати Бочавар и Сергея Николаевича создали тотальную инсталляцию, разместившуюся в трех новых выставочных залах.

Праздничный и «хрустальный» белый зал обводит зрителей вокруг длинного новогоднего стола, уставленного стилизованными артефактами советского застолья. Аудиовизуальная инсталляция Ноопера 2 «Новогодний пир» группы «Мишмаш» и Шуры Чернозатонской живет здесь своей жизнью, полной голосов, звяканья чашек, разговоров о балетах и стихах. Зрителям и самим предлагается поучаствовать в действе: сесть за стол, налить себе чай и взять что-нибудь из угощений.

Здесь же, в двух белых перископах, притаилась мультимедийная инсталляция «С Майей в голове» петербургской художницы Марины Алексеевой. В технике «призрачного театра» вам показывают танец Плисецкой под музыку «Болеро» Равеля и «Кармен-сюиты» Щедрина: если заглянуть в перископ, можно увидеть, как балерина танцует прямо на голове того, кто в этот момент сидит во главе стола-инсталляции.

В красном зале представлен фильм «Два полюса магии» Сергея Николаевича, куратора и автора литературной концепции выставки. Фильм создан на основе целого ряда редких видеоматериалов. Голос, движение и стихи поэта и отточенный образ балерины позволяют воспринять эту игру воспоминаний легко и почти на одном дыхании. Наконец, стильный черный зал представляет собой метафорический «Кабинет Вознесенского», специально созданный архитектурным бюро Planet 9. В окна-экраны кабинета заглядывает из вьюги сама Плисецкая, словно прекрасная, немного тревожная Снежная королева.

В программе развития центра – выставки, лекции, кинопоказы, творческие вечера и поэтические чтения, собственная издательская программа и открытие магазина современной поэзии и интеллектуальной литературы.    

Источник: ng.ru