Вновь создано Министерство просвещения (1)

Министр Ольга Васильева уверена, что традиционная роль учителя в школе будет меняться. Фото с сайта www.edu.gov.ru

15 мая 2018 года вышел указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно этому документу, было воссоздано Министерство просвещения РФ. 

Как говорится в справке ведомства, оно занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания. Министерство возглавила экс-министр Минобрнауки РФ Ольга Васильева.

Заняв должность министра, она заявила, что изначально приветствовала это решение. И как историк видит в этом шаге некую преемственность. Кстати, именно как Министерство просвещения оно существовало с 1946 по 1988 год, а до революции – Министерство народного просвещения. Все, кто застал времена СССР, непременно вспомнят, что по телевизору тогда показывали лучшие спектакли, на экранизации литературных произведений в кинотеатры валил стар и млад, а дикторы телевидения делали правильно ударения в словах. То есть образование и культура жили в тесной связке, и сам орган точнее соответствовал своему названию – просвещать, передавать и воспроизводить культурные нормы.

Сегодня словосочетание «министерство просвещения» даже по истечении полугода у многих вызывает вопросы. Почему ведомство не работает в связке с культурой, если мы говорим о преемственности? Без этой связки орган логичней назвать Министерством начального и среднего профессионального образования. Где логика?

Если ориентироваться исключительно на перечисленные выше задачи, то сразу же бросается в глаза акцент на дополнительное образование взрослых и детей. Учитывая его возрастающую роль в школьном и среднем образовании, можно предположить, что основную «просвещенческую» нагрузку несет именно оно. А если смотреть на федеральные проекты, то один из самых крупных – «Цифровая школа» – потребует массового переобучения педагогов. Это, конечно, в большей степени компьютерный ликбез, но и его скорее всего попытаются называть красивым словом «просвещение». Как не раз заявляла Ольга Васильева, реализация проекта по цифровизации школы приведет к изменению традиционной роли учителя, «который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами».

Меньше вопросов у населения вызвало отделение Рособрнадзора от Минобрнауки РФ. И это понятно. Логически это абсолютно выверенный ход. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки – того, которое он сам и должен контролировать? Конечно, нет. Логика в этом есть, но кое-какие риски она не отменяет. Став самостоятельным органом, Рособрнадзор может начать наращивать свои «обороты», наступать на свободы вуза и школы – чиновничье рвение никто не отменял. А это чревато конфликтами. Мы, кстати, сегодня, как раз и наблюдаем рост «творческих» инициатив Рособрнадзора, желающего контролировать все – от детсада до диссертаций. Но логически, повторимся, это все-таки верный шаг.

Источник: ng.ru