Полгода правительство работало над тем, чтобы ценники на АЗС продержались стабильными хотя бы два месяца.
Фото РИА Новости
Президент Владимир Путин благословил временное соглашение о стабилизации цен на бензин, которое власти заставили подписать нефтяников под угрозой запретительных экспортных пошлин. До начала 2019 года дизтопливо может подорожать на заправках на 2 руб. с литра. А после Нового года цены разрешено поднять на 1,7% и увеличивать их пропорционального официальной инфляции.
Каждой нефтяной компании довели объемы и параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на совещании Владимира Путина с правительством. Предприятия должны поставлять топлива ровно на 3% больше, чем поставляли в этот же месяц год назад. Им определили и оптовые цены по каждому субъекту, отметил вице-премьер.
Очевидно, такая регулировка мало похожа на свободный рынок, на что указывали и некоторые подписанты. У нефтяников возникли вопросы к легитимности документа, ведь такая договоренность выглядит как картельный сговор и нарушение антимонопольного законодательства. Но глава ФАС Игорь Артемьев дал добро, заявив, что соглашение является законным.
Ситуация с ценами на нефтепродукты в России должна быть рыночной, но эту сферу надо регулировать, объяснил Владимир Путин. «Мы понимаем, ситуация должна быть, безусловно, рыночная, она такой и является, но когда на мировом рынке нефти цены поднялись, и поднялись прилично, это совсем не значит, что мы должны обеспечивать такую же сверхприбыль и внутри страны. Нужно так или иначе эту сферу регулировать», – отметил Путин в понедельник.
Об основных параметрах соглашения Минэнерго, ФАС, нефтяные компании и независимые НПЗ договаривались еще в конце октября. Было решено, что цены на топливо будут сохраняться до конца года на уровне начала июня 2018 года. Потом, как отметил в понедельник Козак, из-за повышения НДС с 1 января цены на нефтепродукты вырастут на оптовом рынке на 1,7%. Однако в Счетной палате утверждают, что рост цен будет очень резким, ведь акциз на бензин пятого класса увеличится в январе следующего года с 8,2 тыс. руб. до 12,3 тыс. за тонну, а на дизельное топливо – с 5,7 тыс. руб. до 8,5 тыс.
Соглашение действует до 31 марта, и с начала нового года оно разрешает цены «плавно» проиндексировать на 4–4,6% в рамках предполагаемой инфляции. Если нефтяные компании не будут выполнять условия документа, то правительство оставило за собой возможность ввести пошлины, чтобы сделать экспорт нефтепродуктов не столь выгодным по сравнению со снабжением рынка внутреннего.
«Мы договорились с компаниями, что действует принцип «один за всех и все за одного», иначе будет недобросовестная конкуренция. Если кто-то один не будет выполнять соглашение, то мы вынуждены будем применять системные меры, которые предусмотрены законом в виде введения заградительных экспортных пошлин», – сказал Козак.
Он также сообщил, что ФАС даны поручения контролировать добросовестность деятельности независимых АЗС. До конца декабря ведомство проанализирует их деятельность на предмет возможной монополизации региональных рынков, и если выявит монополизацию независимых АЗС на тех или иных региональных рынках, то с ними тоже будет подписано соглашение.
Также соглашение правительства с нефтяными компаниями учитывает переход с летнего на зимнее дизтопливо (ДТ), в связи чем допускается рост цен на зимнее ДТ на 2 руб. по сравнению с летним, разъяснил Дмитрий Козак. Он отметил, что рост цен на зимнее ДТ происходит ежегодно при смене сезона. «С 15 октября в разных регионах начинает замещаться летний дизель на зимний, и граждане, потребители, воспринимают это как повышение цен на дизельное топливо в целом», – отметил Козак, связав это с ажиотажным интересом к ценникам на автозаправочных станциях.
Интерес вместе с тем вовсе не праздный: топливо резко подорожало весной, и к середине апреля розничная цена на бензин превысила 40 руб., а к началу июня – уже 43 руб. Считается, что нефтяники таким образом компенсировали свои убытки от поставок на внутренний рынок (бензин в Европе гораздо дороже, чем в России, являющейся крупнейшим производителем нефти в мире). Правительство резко одернуло нефтяников, призвав заморозить цены, а в качестве пряника пообещало компенсировать из бюджета сотни миллиардов рублей (см. «НГ» от 06.11.18).
По словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, его компания несет миллиардные убытки от мер по стабилизации цен. «Наши потери за четыре месяца стабилизации топливного рынка – это упущенная выгода, где-то в объеме 8,5 млрд руб.», – сказал Алекперов. С другой стороны, аналитики считают, что заморозка цен на нефтепродукты позволит ЛУКОЙЛу сохранить 40 млрд руб.
«На мой взгляд, новость позитивна, – говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – ЛУКОЙЛ на собственных мощностях в России производит около 10 тыс. т нефтепродуктов в квартал, в том числе 5,9 тыс. т бензина и дизельного топлива. Из-за повышения цен объем реализации вырос во втором квартале на 15% – до 285 млрд руб. Заморозка позволит сохранить дополнительный доход в размере 40 млрд руб.».
«К марту правительство предлагает проработать вопрос перехода к гибким акцизам. Ведь если стоимость сырья определяется рынком, то что-то и на выходе должно быть гибким – либо цены, либо акцизы. Насколько эффективным окажется административный контроль за топливным рынком, увидим в следующем году, пока что даже контуров механизма гибких акцизов не представлено, – пояснил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Остановив оптовые цены, правительство логично должно установить (и установило) объемы обязательных объемов поставок топлива на АЗС. Следующие шаги неизбежно будут расширять сферу административного регулирования. С одной стороны, придется устанавливать объемы и цены поставок нефти на НПЗ. С другой – ограничивать маржу АЗС, чтобы они не могли слишком много заработать на разнице между оптом и розницей. От величины этой разницы будет зависеть судьба независимых АЗС, ведь в отличие от заправочных сетей нефтяных холдингов их некому дотировать. Видимо, часть их будет вынуждена уйти с рынка, уступив долю сетевым АЗС».
По мнению эксперта, вряд ли можно создать эффективный рыночный механизм на основе административных рычагов управления. «Похоже, вводя ограничения, правительство решает сиюминутные проблемы, не слишком задумываясь о долгосрочных последствиях», – говорит Калачев.
Источник: