Виктория Каркачева считает «Опералию» лучшим конкурсом. Фото Павла Рычкова © пресс-служба Большого театра
На состоявшемся в Москве в Большом театре 28-м Международном конкурсе оперных певцов «Опералия» Пласидо Доминго победу одержала меццо-сопрано из России Виктория КАРКАЧЕВА. Уроженка Волгоградчины, выпускница Академии хорового искусства имени Виктора Попова, Центра оперного пения Галины Вишневской и Молодежной оперной программы Большого театра России ответила на вопросы музыкального критика Александра МАТУСЕВИЧА.
– Виктория, расскажите об ощущениях победителя «Опералии» – каково это, взять такую высоту?
– Как во сне! Столько лет я мечтала пройти отборочный тур! Мне это всегда казалось чем-то недостижимым. А тут – первая премия и специальная премия Биргит Нильссон! Неужели это произошло со мной? Просто не верится! Это большое профессиональное счастье. А еще ощущение новой ответственности и необходимости работать еще больше и скрупулезнее.
– Какие у вас впечатления от организации конкурса, его кухни, от того, что не видно публике?
– Организация четкая. Никакой лишней информации, все по делу. При этом тебе ответят на все вопросы, услышат, помогут и поддержат. И в целом атмосфера была очень теплая.
– Как вам кажется, правильно ли то, что судьбу вокалистов решают не профессиональные певцы – эксперты в области пения, а менеджеры, некоторые из которых даже не имеют музыкального образования?
– Во-первых, я думаю, что эти люди очень хорошо знают свое дело. Во-вторых, мы же поем для зрителей. Многие из них тоже не имеют совершенно никакого отношения к музыке и к театру, уже не говоря о специальном образовании. Мы стремимся достучаться до их сердец!
– «Опералию» часто называют главным вокальным конкурсом планеты. Вы согласны с таким титулом или это больше рекламный трюк?
– Для меня – да, это лучший конкурс! Один из самых-самых! Еще, конечно, конкурс ВВС в Кардифе, на который я не смогла поехать, так как была на девятом месяце беременности. Но я была отобрана представлять Россию в этом году и была безумно рада такой чести и ответственности, пусть в итоге и не получилось поехать.
– Каким вам запомнился маэстро Пласидо Доминго? Вы ведь с ним познакомились еще до этого конкурса, на стажировке при Молодежной программе Вашингтонской национальной оперы?
– Нет, я познакомилась с Пласидо Доминго только на этом конкурсе! После полуфинала, когда мы решали, что будем петь в финале, потом репетировали. Честно говоря, на уроках в классе и оркестровых репетициях хотелось не петь, а просто смотреть на него и любоваться! Ведь это он сам, Доминго! Такие мысли были в голове и просто ощущение невероятной радости! Он очень обаятельный, добрый человек! И очень сильный духом! У него прекрасная жена и вообще вся его большая семья.
– Вы пели в финале беллиниевского Ромео – почему такой выбор? Вы любите музыку стиля бельканто и брючные роли?
– Да, я очень люблю бельканто! Это особенно красивая музыка! Не могу сказать, что брючные партии – моя главная страсть, но я с удовольствием их пою. Я изначально хотела петь арию Ромео в финале. Она очень непростая, что соответствует уровню этого конкурса. В ней есть все краски! От чистой бескорыстной любви до многолетней ненависти двух семей.
– Вы не участвовали в конкурсе на сарсуэлу – почему? Как вы вообще относитесь к этой музыке, чувствуете ли ее?
– Я очень положительно отношусь к этой музыке! И я бы очень хотела научиться ее петь и понять ее, прочувствовать! Это очень важно. Надеюсь, что смогу исполнять ее достойно, не огорчая испанцев.
– У вас было уже несколько побед в престижных конкурсах еще до «Опералии». Вы вообще конкурсная певица?
– В конкурсах я начала активно участвовать с поступления в Молодежную оперную программу Большого театра России. Я совершенно не конкурсный человек. Соперничество не люблю ужасно, считаю, что в искусстве это не нужно абсолютно. Все же так индивидуально – и вообще это не спорт. И как только я осознала, что на конкурсах не нужно соревноваться, а нужно просто петь – получать удовольствие и доставлять удовольствие публике, начались победы.
– В чем смысл конкурсов, что они дают молодым вокалистам?
– Думаю, конкурсы дают нам понять, насколько мы готовы и профессионально, и психологически. Насколько крепка нервная система, что тоже очень важно, может быть, не менее важно, чем все остальное. Это возможность испытать себя, понять и разобрать свои ошибки. Получить обратную связь, советы. Это отличный стимул для дальнейшего развития. И конечно, когда речь идет о серьезных конкурсах – возможность найти работу, агента, контракты.
– После победы на «Опералии» вы будете еще участвовать в конкурсах или на этом поставите точку?
– Да, думаю, что на конкурсах пора поставить точку.
– Каковы ваши творческие планы на ближайшую перспективу?
– Пока я нахожусь в декрете, в основном сосредоточена на концертах по России. В январе в Берлинской филармонии пою в «Иоланте» в концертном исполнении. В феврале-марте еду в Италию на партию Композитора в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса, и теперь, после победы на «Опералии», петь еще приятнее. Далее у меня до 2025 года потрясающие контракты с Баварской оперой, что для меня огромная радость. А также есть ангажементы в Испании, Финляндии и так далее. Жду их с огромным нетерпением.
Источник: