В ГосДуме обсудили грядущий рост цен на бензин

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный заявил, что резкий рост цен на горюче-смазочные материалы — это один из социально дестабилизирующих факторов, он оказывает негативное влияние на экономику страны, дает толчок к увеличению цен на все виды товаров и услуг, ведет к допрасходам бюджета на финансирование здравоохранения, образования, субсидирование транспортных перевозок и пр. При этом специалисты понимают, что цены на ГСМ на внутреннем рынке не зависят напрямую от мировых цен на нефть, их формирует сложившаяся система затрат, в том числе налогообложение отрасли и другие факторы.

Тем не менее, Завальный призвал участников слушаний воздержаться от простых решений из серии «давайте введем госрегулирование цен на топливо и просто запретим им расти».

В ходе слушаний прозвучали следующие предложения:
— Сохранить действующий рыночный порядок формирования цен на топливо и заняться корректировками таможенной и налоговой политики;

— Не уходя от рыночных методов, постараться удержать роста цен на ГСМ в пределах инфляции (в первой половине 2018 года эту задачу решить не удалось по ряду объективных причин);

— Продолжить разработку механизмов, которые нивелируют повышение акцизов на нефтепродукты и побудили бы нефтегазовые компании продавать больше нефти на бирже для поставок на внутренний рынок (один из таких механизмов – компенсационный механизм в виде обратного акциза на нефть — будет введен с 2019 года);

— Вице-президент АО «СПбМТСБ» Антон Карпов назвал размер квоты, которая была бы оптимальна для обязательной продажи на бирже: это 15% для бензина и 7,5% для дизтоплива; 

— Направить усилия ФАС на предотвращение возможных спекуляций, в том числе в рамках биржевой торговли; 

— Разработать механизм, который позволял бы быстро увеличивать количество топлива для продажи на внутреннем рынке для погашения ускоренного роста цен в случае его возникновения (как вариант — использовать возможности Росрезерва);

— Установить льготы для сельхозпроизводителей в регулируемых государством ценах на ГСМ; рассмотреть вопрос о возможности возврата части акцизов на топливо сельхозпроизводителям, а также предоставления им на период проведения сезонных полевых работ согласованных объемов дизтоплива по фиксированным ценам;

— При принятии решений обратить внимание на возможности выживания независимых АЗС, у которых в отличие от вертикально интегрированных нефтяных компаний нет добывающих активов.

Участники слушаний обратили внимание представителей федеральной власти, что за последние 10 лет налоговое законодательство в нефтегазовой сфере поменялось 32 раза. В такой ситуации планировать долгосрочные инвестиции практически невозможно.

Что касается качества топлива, участники слушаний отметили, что эффективными оказались поправки в Административный кодекс: ввели оборотный штраф за продажу фальсификата в 1% оборота компании за прошлый год. Сейчас готовится законопроект, который распространит практику применения оборотных штрафов за недолив. Проблемой остается продажа на АЗС судового, печного и прочего топлива, на которое не распространяются технические требования к топливу автомобильному – по закону оно не является фальсификатом. Однако Росстандарт подготовил поправки в законодательство, которые напрямую запретят его реализацию на АЗС.

Виктория Лобода,

Источник: autostat.ru