Юра Борисов прокатился в «Купе номер 6»

Дуэт Борисова и Хаарлы получился выдающимся. Кадр из фильма

Фильм Юхо Куосманена «Купе номер 6», созданный в копродукции Финляндии и России, Эстонии и Германии, должен был выйти в прокат в конце октября, однако премьеру пока из-за грядущего нового локдауна перенесли на неопределенный срок. Впрочем, дождаться определенно стоит, и в том, что картина выйдет на большие экраны, сомнений нет: она завоевала Гран-при Каннского фестиваля, была показана во внеконкурсной программе «Кинотавра», выдвинута в качестве претендента на оскаровскую номинацию от Финляндии. А еще в ней снялся Юра Борисов – и это одна из лучших его ролей за прошедший год.

Финская студентка Лора (Сейди Хаарла) садится в поезд Москва–Мурманск. За окном промозглое межсезонье и российское безвременье, в вагоне правит суровая и хмурая, как погода на улице, проводница (Юлия Ауг), в столице осталась Ирина (Динара Друкарова), у которой она снимала комнату, в которую влюбилась, как ей поначалу кажется, взаимно, и которая рассказала про таинственные северные наскальные рисунки – петроглифы, их-то и едет смотреть девушка. Ну а в шестом купе, согласно купленному билету, ее встречает попутчик Леха (Юра Борисов) – он едет в Мурманск на заработки, с ходу анекдотически напивается и достает идиотскими вопросами, навязываясь в собеседники и приятели, в общем, раздражает так, что хочется сойти на первой же остановке. А потом вдруг серость сменяется ослепительными снежными пейзажами, проводница оттаивает и, главное, оказывается, что никого лучше простого русского парня Лехи в этот момент в этом мире и нет.

Роуд-муви, залихватски начинающееся со спирта и вагона-ресторана, душного плацкарта, прокуренного тамбура и тесного туалета – всей этой узнаваемой и сомнительной поездной романтики, – как будто бы обещает то ли высокую драму, то ли острую комедию, то ли романтическую мелодраму, а оказывается чем-то совсем иным, тонким, настроенческим, незамысловатым, но вместе с тем трогательным, без жанра, но с абсолютно понятным и универсальным посылом.

Таким же прекрасным в своей простоте был и предыдущий фильм Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», с которым он тоже завоевывал призы Канн и выдвигался на «Оскар» четыре года назад. Героиня «Купе номер 6», как и Олли Мяки, так же неосознанно с самого начала ищет пути отступления от вроде бы счастливого, но на поверку искусственно созданного бытия. Вместо спортивных состязаний, сулящих успех и признания, тут соревнования в интеллигентском остроумии среди праздно толпящихся в большой московской квартире профессоров и студентов – Лора на этом празднике жизни чужая, хоть и хочет вписаться, хоть и влюблена. Эта сцена в начале – лучшая иллюстрация одиночества, а становящиеся за время фильма притчей во языцех мурманские петроглифы – цель, к которой она бежит прочь от шумной, разъедающей изнутри тоски.

Леха – тот, кто не говорит, а делает, и этот образ смотрится почти идеальным, оттененный фальшивыми обещаниями, отговорками и даже подлостью некоторых других персонажей. По-другому несвободный, но такой же одинокий, комичный в своей народности, но вместе с тем глубокий, чувствующий, понимающий. Борисов, из-за обилия ролей довольно быстро застрявший в образе этакого бесспорного героя то одного, то другого времени, в зависимости от тематики картин, тут открывается как большой психологический, драматический актер с обширной палитрой в хорошем смысле приглушенных артистических красок, способный рассмешить и растрогать, вызвать отторжение и стать вдруг невероятно притягательным. А дуэт с финской актрисой Сейди Хаарлой и вовсе благодаря ее каким-то иным, все же нероссийским органике и способу существования в кадре получается выдающимся на химическом уровне.

Поезд – и вполне понятная метафора, и точка бифуркации для героев, находящих в итоге то, чего они и не думали, что ищут. И это не петроглифы, наличие или отсутствие которых в итоге не имеет никакого значения, а понимание того, что с этого момента ты уже никогда не будешь одинок, даже если в итоге останешься в одиночестве. 

Источник: ng.ru