Двусторонняя «Композиция» Алексея
Моргунова была отреставрирована
к выставке «Авангард: на телеге в XXI век»
в Музее импрессионизма.
Изображение © Музей импрессионизма
В 2022-м Исторический музей отмечает 150-летие, Еврейскому музею исполняется 10 лет. Большинство институций в Москве уже обнародовали планы на год (о выставках Пушкинского музея «НГ» уже писала 15.12.21), и хотя в условиях пандемии все, конечно, зыбко, будем надеяться, эти планы не расстроятся.
Новый сезон Третьяковская галерея откроет новым зданием – в Татьянин день Музей Павла и Сергея Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке наконец-то примет первых зрителей (подробнее о музее см. «НГ» от 15.02.21). В Еврейском музее к Международному дню памяти жертв холокоста представят две выставки. «The Lonka Project. Человек под номером» – часть международного фотопроекта о людях, переживших холокост. В московской его версии участвуют российские фотографы, сделавшие портреты Камы Гинкаса и Александра Гельмана. Одновременно Хаим Сокол создаст в музее инсталляцию «Снегопад» в память о погибших в Аушвице.
Исторический музей в феврале представит 150 предметов из числа пополнивших фонды за последние 10 лет. А в Музее импрессионизма с 3 февраля начнут показывать «Авангард: на телеге в XXI век», и, вероятно, это будет одна из самых интересных выставок об авангарде в 2022-м, ведь речь идет об исследовании-реконструкции. Как известно, после революции по всей стране должна была появиться сеть музеев современного искусства, для этого в 1918–1921 годах по 32 городам распределили 1100 произведений. В этой истории есть эпизод, остававшийся малоизвестным из-за плохих дорог. После двух успешных экспозиций нового искусства 1920 года в Советске (тогда в Вятской губернии, теперь это Кировская область) энтузиасты задумали устроить Третью передвижную выставку, для которой 322 работы 55 художников доставили из нескольких городов и планировали показать еще в нескольких. Когда из Советска вещи на телегах перевозили в Яранск, из-за разбитых дорог и проблем с финансированием оставили их там до 1965 года: тогда 77 работ отправили в Вятский художественный музей. Усилиями команды Энциклопедии русского авангарда и Ельцин-центра эти выставки были частично воссозданы, проект показали в Екатеринбурге и, к счастью, скоро – в Москве. К грядущей выставке отреставрировали двустороннюю «Композицию», написанную соратником Малевича Алексеем Моргуновым и обнаруженную во время подготовки екатеринбургской экспозиции в Слободском краеведческом музее.
На весну в музеях Кремля намечен международный, с участием европейских собраний, разговор о дуэли с подзаголовком «От Божьего суда до благородного преступления». «Гараж» готовит ретроспективу Лидии Мастерковой, обещая поставить ее абстракции в контекст искусства старших и младших современников. В это же время в Московском музее современного искусства откроется ретроспектива ушедшего в 2021-м Олега Целкова. А в конце апреля музей планирует показать перенесенную из-за пандемии выставку одного из ключевых участников движения арте повера Микеланджело Пистолетто. Еврейский музей в обновленном выставочном пространстве соединит древность с современностью в проекте «Каббала. Тайны мироздания», подготовленном с Еврейскими музеями Амстердама и Вены. Третьяковка на весенние месяцы запланировала, с одной стороны, выставки Гриши Брускина («Смена декораций») и Эдуарда Штейнберга («Москва. Париж. Таруса»), с другой – масштабный показ современного искусства Индии, еще один из ожидаемых в Москве проектов, который переносили из-за коронавируса: в Западном крыле Новой Третьяковки будут и Аниш Капур, и Субодх Гупта, и Шилпа Гупта. На противоположный от этой современности полюс ГТГ поместит очередной блокбастер – на этот раз самые большие выставочные залы здания на Крымском Валу отданы Генриху Семирадскому и его салонной интерпретации классики.
Летом в Еврейский музей привезут работы еще одного сподвижника Малевича, исследователя цвета и света Ивана Клюна. Сначала выставку открыли в Салониках: MOMus – Музей искусства модернизма – коллекция Георгия Костаки благодаря великому коллекционеру хранит больше 400 произведений авангардиста. Московская версия, видимо, будет отлична от греческой: неизвестно, сколько работ привезут из Салоник, но в Москве покажут и вещи из собрания ГТГ и других музеев и частных коллекций (в Греции помимо собрания Костаки показывали несколько произведений из двух российских частных коллекций). «Гараж» в июле откроет первую в России выставку Саодат Исмаиловой, узбекской художницы и режиссера, экспонента павильона Центральной Азии на 55-й Венецианской биеннале 2013 года и участницы грядущей 15-й documenta в Касселе, одного из самых престижных смотров современного искусства. Тем временем в главном здании Московского музея современного искусства на Петровке летом развернут основной проект VIII биеннале молодого искусства.
Отмечающий 10-летие Еврейский музей на осень готовит выставку «Рембрандт. Еврейский взгляд» о том, как его искусство воспринималось в XVII веке и как оно воспринимается сейчас (в диалог с мастером поставят, в частности, работы представителя «Лондонской школы» Франка Ауэрбаха). В Историческом музее осень начнется вторым проектом, продолжающим сотрудничество с итальянскими музеями (в 2021-м сюда привозили гравюры Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии, см. «НГ» от 31.03.21). На этот раз обещают «Сокровища музеев Генуи» – из базилики св. Лаврентия, музея св. Августина и музея Страда Нуова: Караваджо, Алессандро Маньяско, Антонис ван Дейк. А в декабре ГИМ объединит экспонаты с берлинским Пергамским музеем, рассказывая о «Войне и мире в Древней Греции».
В Музее современного искусства в октябре откроют проект Вадима Фишкина: родившийся в Пензе, живущий в Любляне, он прекрасно известен во всем мире, но в России персональной его выставки еще не было. В Новой Третьяковке на последние месяцы года запланированы показы классиков современного искусства, принадлежащих разным поколениям: «Выбор народа» основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, «Путешествие. Инсталляция для темноты, ночи и тишины» Ирины Наховой и «Избавление» Андрея Кузькина. Тем временем в Инженерном корпусе с задержкой на год отметят 150-летие Игоря Грабаря, а зимним блокбастером в Новой Третьяковке станет «Искусство и мода. Русская нить». В самой галерее выставку объявили «первым в мире музейным проектом» о влиянии отечественной культуры на мировую моду. Изобразительное искусство, театральные костюмы, высокая мода, театр, кино – танцуют, то есть участвуют все: «несколько десятков российских и зарубежных музейных собраний и почти все главные модные дома Европы». «В работе над проектом, – говорила ТАСС директор ГТГ Зельфира Трегулова, – участвует Джеффри Марш из Музея Виктории и Альберта, известный, в частности, выставкой David Bowie Is».
Источник: