Фото Argentina Navy
Минобороны Аргентины опубликовало фотографии погибшей субмарины «Сан-Хуан». На фото «определены другие части подводной лодки меньших размеров и форм, совпадающие с носовой и кормовой секциями». При этом, как сообщал ТАСС, министр обороны страны Оскар Агуад еще в субботу заявил, что ВМС Аргентины не располагают техническими возможностями для того, чтобы поднять лодку с морского дна (Субмарину «Сан-Хуан» нашли, но смогут ли поднять?).
«У нас нет телеуправляемых подводных аппаратов, чтобы опуститься на такую глубину для проверки морского дна, у нас также нет техники, необходимой для поднятия судна с такими характеристиками, – сказал министр. – Все зависит от техники, на данный момент поднятие субмарины представляется сложным».
По данным командующего Военно-морской базой Ушуайя в Мар-дель-Плата Габриэля Аттиса, корпус подлодки был деформирован предположительно в результате направленного внутрь взрыва (Подводную лодку "Сан-Хуан" потопили "тыловыекрысы"), однако видимых отверстий на нем не обнаружено. Части винта найдены зарытыми в морское дно, разброс обломков вокруг лодки составляет порядка 80-100 метров.
Эксперты портала Flot. com (Эксперты высказались о подъеме найденной подлодки"Сан-Хуан") высказали свою точку зрения по поводу возможного подъема подлодки. Смогут и станут ли поднимать лодку на поверхность, во многом зависит от состояния ее корпуса, считает адмирал-подводник Александр Берзин: «У американцев есть опыт, когда они в 70-х подняли нашу дизельную подлодку «К-129» с гораздо большей глубины, чем 800 метров (более 5 км – «НГ»). В случае с «Сан-Хуаном» проблем возникнуть не должно, современное оборудование позволяет это сделать быстро».
Противоположного мнения придерживается ветеран-подводник Виктор Виноградов. Он считает, что «Сан-Хуан» вообще не будут поднимать. «Вряд ли это случится, это нецелесообразно. Подъем такой субмарины – лишняя трата денег», – сказал он в беседе с корреспондентом портала.
Ранее операция по поднятию субмарины была предварительно оценена в 3,5-4 млрд долл. При этом, по словам Оскара Агуада, трата такой суммы — безрассудство, поскольку «треть населения Аргентины проживает за чертой бедности». При этом Аргентина ждет от компании Ocean Infinity полной информации, чтобы передать ее в следственные органы, которые должны найти виновных в трагедии и наказать их. Другое дело, что данная информация вряд ли прольет свет на причины ЧП. Даже когда подняли «Курск», прояснилось далеко не все (Прощание с "Курском"). И, кстати, виновных не оказалось – кроме «безответных» торпед в первом отсеке. И, заметим, этот отсек даже не стали поднимать, что вызвало законное удивление военных моряков.
Кстати, как рассказал «НГ» офицер-подводник Валерий Самойлов, которые многие годы изучал трагедию «К-129», «американцы поднимали весь корпус – кормовая часть сама по себе лежала оторванной. При подъеме часть захватов сломалась почти у поверхности – осталась носовая часть, из которой извлекли шесть трупов… Все это происходило на глубине 5 км («Курск» утонул на глубине 107 метров)». «Достать аргентинскую субмарину можно с помощью специализированного судна, – говорит эксперт. – Подозреваю, что сегодня такого нет. Водолазы также не могут спуститься глубже 400 метров (а «Сан-Хосе» лежит на глубине около километра), это нужно, чтобы завести под корпус ленточные захваты. И это все очень дорого, о чем и заявили аргентинцы».
Так что теперь, судя по всему, место гибели субмарины будет отмечено на картах. А боевые корабли, проходя мимо, будут отдавать воинские почести экипажу погибшей подложки. Не знаю, как в Аргентине, а России эта процедура регламентирована Корабельным уставом. Корабли ВМФ России отдают воинские почести в местах славных побед и героической гибели кораблей отечественного флота. Места отдания воинских почестей объявляются приказами командующих флотами. При приближении корабля к месту отдания воинских почестей на 5 кабельтовых играется сигнал «Большой сбор». Личный состав, свободный от вахт (кроме экипажей подводных лодок), выстраивается на верхней палубе в установленных местах. На расстоянии 1 кабельтова играется сигнал «Захождение» и приспускается Военно-морской флаг до половины; При удалении корабля от места отдания воинских почестей на 2 кабельтова играется сигнал «Исполнительный», Военно-морской флаг поднимается до места и строй личного состава распускается.
Источник: