В 2016 году среднестатистический итальянец за год выпивал лишь 7,5 л – на 3 л меньше, чем в Финляндии. Фото Reuters
Пьют в нашей стране много. И бед от этого много. Правительство изыскивает разные способы уменьшить потребление алкоголя, принимает все более жесткие меры: официально приобрести алкоголь в магазине можно лишь до 23.00, распивать спиртное на улице запрещено. В начале 2018 года в Госдуму внесен законопроект об увеличении возрастного ценза на покупку алкоголя с 18 лет до 21 года.
Кое-чего добиться удалось: по подсчетам Всемирной организации здравоохранения, продажи алкоголя в России продолжают снижаться. Если в 2011 году на долю одного человека приходилось в среднем свыше 15 л чистого спирта в год, то в 2016 году – 11,7 л. По данным ВОЗ, Российская Федерация – совсем не самая выпивающая страна в мире. В Германии на долю одного жителя приходится 13,4 л в год, во Франции – 12,6, а рекордсмены – Молдавия (15,2 л) и Литва (15 л).
Приведет ли ужесточение законодательства против алкоголя к снижению его потребления?
Самые жесткие ограничения – в Скандинавских странах. На севере Европы спросом традиционно пользуются крепкие напитки, которые употребляют нерегулярно, зато в больших количествах. Принято считать, что такая модель потребления спиртного нередко приводит к развитию алкоголизма, а также становится причиной травм и несчастных случаев. Похожие тенденции наблюдаются и в Восточной Европе.
В Скандинавских странах много десятилетий монополия на реализацию (в Норвегии и Исландии – и производство) алкоголя принадлежит государству. Крепкие напитки продают только лицам старше 20 лет. Во всех этих странах действуют временные ограничения, например, в Швеции приобрести спиртное можно с 10.00 до 18.00 в будни и до 15.00 в субботу, в воскресенье магазины закрыты.
В регионе установлены чрезвычайно высокие налоги на алкоголь. В Норвегии цены на спиртное примерно в 2,5 раза выше среднеевропейских: 0,7 л водки Absolut здесь обойдется примерно в 30 евро. Вот и ездят скандинавы покупать спиртное в соседние Латвию и Эстонию, где оно существенно дешевле.
Тем не менее считается, что жесткий контроль за распространением алкоголя достиг своей цели: Скандинавские страны по-прежнему остаются малопьющими. По данным ВОЗ, в 2016 году объем продаж алкоголя в Норвегии составил 7,5 л, а в Швеции и Исландии – около 9 л этилового спирта на душу населения. Ограничительные меры как способ борьбы с пьянством пользуются широкой поддержкой общественности. По данным проведенного в 2012 году исследования, 44% норвежцев не считают цены на алкоголь в стране чрезмерно высокими, а 85% полагают, что купить алкоголь до сих пор можно относительно свободно.
Жители Финляндии настроены отнюдь не столь положительно. Многие считают, что употребление спиртных напитков – личное дело каждого, а госмонополия на торговлю алкоголем является чрезмерным вмешательством государства в их личную жизнь. Изначально в Финляндии также действовали жесткие ограничения на продажу спиртного, но в 2004 году многие из них были отменены под давлением общественности. В частности, магазины Alko начали работать в субботу, цены на крепкие спиртные напитки были снижены на 30%.
Эксперты утверждают, что это негативно повлияло на ситуацию в стране: в результате финны стали употреблять больше горячительного, значительно возросла смертность от болезней, напрямую связанных с употреблением спиртного, и увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По данным ВОЗ, в Финляндии в данный момент приходится 10,7 л чистого спирта на душу населения, примерно на один литр больше, чем среднеевропейский показатель.
Самая пьющая страна в Евросоюзе – Литва. Как отмечается в докладе ВОЗ, в 2016 году – 15 л чистого спирта на человека. По официальным данным, от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, в Литве умирает около 700 человек в год, притом что население там не превышает 3 млн человек.
С 2018 года литовские власти объявили борьбу с пьянством. С 1 января в магазинах сократилось время продажи спиртного – в будни и субботу его можно купить лишь с 10.00 до 20.00, а по воскресеньям – только до 15.00. В стране также полностью запретили рекламу алкоголя, подняли акцизный налог, а также повысили возрастной барьер при покупке спиртного с 18 до 20 лет.
Однако взаимосвязь между строгими правилами и уровнем потребления алкоголя прослеживается далеко не всегда. Несмотря на жесткий контроль, за последние десятилетия потребление спиртного в Скандинавских странах в целом увеличилось. В то же время в Средиземноморском регионе, где подобные меры отсутствуют, пить стали значительно меньше.
В 1955 году в Финляндии приходилось менее 2 л, а в Италии – 12 л чистого спирта на душу населения. Сейчас же наоборот: в 2016 году среднестатистический итальянец за год выпивал лишь 7,5 л – на 3 л меньше, чем в Финляндии. Тенденция к снижению потребления спиртного в Италии по-прежнему сохраняется: как отмечается в недавно опубликованном исследовании, с 2006 по 2014 год оно сократилось на 23%.
В последние годы в Италии несколько ужесточили антиалкогольное законодательство, в том числе ввели ограничения на рекламу спиртного и повысили минимальный возраст для покупки алкоголя с 16 до 18 лет. Авторы исследования, однако, утверждают, что это не главная причина, по которой в стране сократилось потребление спиртного.
Просто в Италии, где традиционно выращивают много винограда, стали пить меньше вина. А это главным образом связано с изменением образа жизни итальянцев: если раньше здесь было принято неспешно выпивать по нескольку бокалов вина за обедом, то сейчас из-за напряженного графика у жителей страны обычно остается мало времени на перерыв, поэтому зачастую приходится обходиться без вина. Законодательные ограничения сыграли в этом куда меньшую роль.
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, все попытки нашего государства в течение последних 10 лет ограничить потребление алкоголя в стране провалились. Он отмечает, что за последние 120 лет все антиалкогольные кампании, начиная с сухого закона в США, приводили только к негативным последствиям – обрушению легального рынка, развитию нелегального рынка и криминализации жизни, ухудшению здоровья населения, поскольку количество потребляемого алкоголя не падает, а падает его качество.
«У нас на смену «фанфурикам», – говорит Дробиз, – идет кустарная продукция. В 2017 году раза в полтора вырос спрос на самогон, ведь себестоимость пол-литровой бутылки самогона – 35 руб.». Для снижения потребления, считает он, нужно иметь полное представление о том, сколько пьют граждане на самом деле, а в России нет комплексной унифицированной методики для этого.
Единственной мотивацией пить меньше спиртного является улучшение качества жизни людей, их перспективная карьера, желание долго жить, хорошо организованный досуг, спорт.
Источник: