Фото Reuters
В далекой Никарагуа в понедельник состоялась инаугурация Даниэля Ортеги, который в пятый раз стал ее президентом. Более 30 лет назад, когда я впервые побывала в этой центральноамериканской стране, ее президентом был этот же самый человек. Не случайно поэтому, что на приведении его к очередной президентской присяге в Манагуа присутствовали делегации ближайших союзников – России, Кубы, Венесуэлы и Китая, который всего месяц назад установил с правительством Ортеги дипломатические отношения (до этого Никарагуа поддерживала связи только с Тайванем).
Стоит отметить, что последние выборы в Никарагуа не были признаны США, Евросоюзом и целым рядом латиноамериканских стран. За «авторитаризм и узурпаторство» Никарагуа была осуждена Организацией американских государств (ОАГ), а в ее штаб-квартиру в Вашингтоне отныне закрыт доступ постоянному представителю правительства Ортеги. Однако никарагуанское руководство подобные демарши не очень печалят. Сам президент и его супруга (она же – вице-президент страны) уверены, что никарагуанский народ желает видеть именно Ортегу по-прежнему во главе государства. А раз такова воля народа, то как уважающий себя политик может этому желанию воспротивиться?
За несколько недель до этого муниципальные выборы состоялись в Венесуэле. Там тоже и ОАГ, и США, и ведущие европейские страны были недовольны их результатами. Президента Венесуэлы Николаса Мадуро они по-прежнему считают авторитарным демагогом и человеком, который узурпировал власть в стране вопреки воле якобы широких народных масс. Те же страны ЕС, к примеру, всячески поддерживают венесуэльскую оппозицию (особенно активно это делает Испания), а «венесуэльской моделью социализма» принято пугать избирателей на континенте, как только там проходят очередные президентские и парламентские выборы.
И наконец, Куба, против которой Соединенные Штаты сохраняют драконовские санкции, а само кубинское руководство принято считать «душителем свободы слова» и «нарушителем прав человека». Официальная Гавана, несмотря на сохраняющееся внешнее давление, идти на поводу у своих зарубежных критиков не намерена. И всячески стремится укреплять отношения как с Венесуэлой и Никарагуа, так и с теми европейскими, латиноамериканскими и азиатскими странами (особенно с Китаем), которые в развитии сотрудничества с ней реально заинтересованы.
Эти три латиноамериканских государства названы мною отнюдь не случайно, потому как именно они на данный момент – самые верные и надежные внешнеполитические партнеры России. Это с бывшими советскими республиками Москва вынуждена разыгрывать различные многоходовые комбинации и в любой момент ждать от разного рода «союзников – меньших братьев» по СНГ–ОДКБ–ЕАЭС очередного «многовекторного подвоха». С латиноамериканской «тройкой» ничего подобного даже представить себе нельзя.
Они регулярно голосуют по всем российским предложениям в ООН. Венесуэла и Никарагуа признали Южную Осетию и Абхазию и установили с ними дипломатические отношения. Признали они российским и Крым, а Манагуа открыла там свое почетное консульство (чего не сделала до сих пор ни одна другая страна).
Эти три государства поддерживают все основные внешнеполитические инициативы Москвы и уже неоднократно предлагали в случае необходимости обсудить с ней возможности временного или постоянного пребывания российских военных баз. Замечу, что ничего подобного России не предлагает ни одна другая страна, даже с виду и весьма лояльно к ней относящаяся.
В результате возникает своеобразный парадокс. С одной стороны, Венесуэла, Куба и Никарагуа – самые верные и надежные во всем мире (а не только в Латинской Америке) внешнеполитические союзники Москвы. При этом все три страны руководствуются в своих отношениях с РФ не меркантильным подходом, а давними и не меняющимися на протяжении десятилетий принципами элементарной политической порядочности и уважения и самих себя, и своих партнеров.
С другой – все три страны оказались в центре резкой критики большей части коллективного Запада и ряда влиятельных латиноамериканских государств. Их считают даже не столько «левыми» (наверное, потому что сегодня никто толком не знает, а что же это на самом деле такое?), сколько авторитарными, диктаторскими и нарушающими все мыслимые права и свободы рядовых граждан.
Такая ситуация требует, на мой взгляд, полного пересмотра всей философии отношений как минимум с этими тремя государствами с российской стороны. Политическая поддержка, оказываемая этими странами России на международном уровне, должна непременно быть подкреплена серьезным и долгосрочным экономическим, а также военным сотрудничеством. Причем руководство этих государств само к такому развитию взаимоотношений относится благосклонно, и этим надо как можно активнее воспользоваться.
Также стоит учесть, что противостояние с Соединенными Штатами для России – дело не просто обозримого будущего, а, по сути, неизменная константа двусторонних отношений. Соответственно и вариантов «асимметричных ответов» у России в случае дальнейшего ухудшения этих отношений в регионе должно быть как минимум несколько. Более тесное и по широкому спектру сфер деятельности взаимодействие с ними для России стратегически очень важно.
Другой вопрос, сможет ли российская сторона не просто предлагать, а реально осуществлять в этих странах какие-то важные масштабные проекты? И по-серьезному закрепиться там вне зависимости от того, будет ли тот же Ортега избираться в шестой раз, а Мадуро – в третий. Ведь одно дело торжественно открывать бюсты Юрию Гагарину и Александру Пушкину, а другое – сделать сотрудничество с этим регионом по-настоящему прибыльным и взаимовыгодным.
Источник: