«Академик Ломоносов» – уникальный проект по созданию нового класса энергоисточников. Фото со страницы госкорпорации «Росатом» в Flickr
Проект строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) входит в завершающую стадию. 10 ноября в порт города Певек в Чукотском автономном округе, где будет базироваться станция, прибыло последнее судно со строительными материалами, а на прошлой неделе завершилась его разгрузка. Ранее в Мурманске состоялся физический пуск реакторной установки плавучего энергоблока будущей ПАТЭС. Уже через год плавучий энергоблок будет транспортирован на Чукотку.
В течение всего периода навигации 2018 года, который составил около четырех месяцев, в порт Певека завозились материалы для строительства ПАТЭС. Со всех теплоходов, в числе которых – «Александр Сибиряков», «Арктика-2», «Инженер Трубин», суммарно было выгружено около 25 тыс. т трубошпунта, анкерных свай, инертных материалов, металлопроката. На Чукотку завезли также металлоконструкции для обеспечения работ по строительству гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры. Заключительную партию доставил корабль «Арктика-2»: его разгрузка завершилась 14 ноября.
Возведением станции занимается концерн «Росэнергоатом» – оператор всех АЭС в России, входящий в электроэнергетический дивизион госкорпорации Росатом. «Эти материалы позволят продолжить производство работ на площадке строительства в соответствии с генеральным графиком и обеспечить задел на весь оставшийся период до 2019 года», – отметил руководитель дирекции «Росэнергоатома» по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев.
Работы по подготовке самого плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» ведутся в Мурманске на площадке «Атомфлота» при участии специалистов Балтийского завода. 2 ноября здесь состоялся физический пуск реакторной установки правого борта судна. Эта процедура является началом комплексных испытаний энергоблока, которые необходимо провести перед выведением реактора на проектную мощность.
Проведение испытаний и завершение сооружения уникального плавучего энергоблока по планам продлятся до марта 2019 года. Как ожидается, в третьем квартале следующего года «Академик Ломоносов» будет отбуксирован в порт Певека.
Проект предназначен для надежного круглогодичного тепло – и электроснабжения удаленных районов Арктики и Дальнего Востока. ПАТЭС позволит заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС, действующей с 1974 года. Сейчас она вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Сроки остановки первого энергоблока Билибинской АЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Вся станция, как ожидается, будет остановлена в 2021 году.
Строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» ведется с 2008 года, в его основу положены отечественные технологии судовых (ледокольных) реакторных установок – такие серийные энергоустановки атомных ледоколов уже прошли успешную проверку временем в течение длительной эксплуатации в Арктике. В двух парогенерирующих блоках «Академика Ломоносова» установлены реакторы типа КЛТ-40С мощностью по 35 МВт каждый.
Это уникальный проект по созданию нового класса энергоисточников, не имеющий аналогов в мире и впервые реализуемый в России. Сегодня к нему приковано внимание множества других стран, в том числе Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока: в перспективе предполагается выпуск серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предназначенных для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, позволяющей выдержать цунами и любые другие природные катастрофы, и не представляет угрозы для окружающей среды, а ее уровень безопасности соответствует требованиям Международного агентства по атомной энергии.
Источник: