Предупреждение Паскаля: «Человек – это мыслящий тростник» – не остановило сахарную интервенцию. Иллюстрация 1823 года
То, что граждане едят, – правительству не безразлично, считают американские демократы.
Нет, говорят республиканцы, правительство тут ни при чем, каждый человек отвечает сам за то, что сует себе в рот.
«Школьный обед вкуснее, когда в меню не вмешивается государство», – сказал в октябре этого года американский президент Трамп. И может быть, был прав – жирная и сладкая пища, частично изгнанная из школьных столовых США администрацией бывшего президента Обамы, наверное, была вкуснее.
Но Обама смотрел на дело иначе: от школьных обедов дети неуемно толстели. А так как на сегодня американские дети страдают от ожирения, администрация при Обаме посчитала, что вмешаться в эту ситуацию прямая обязанность правительства.
«Пусть люди, которые непосредственно занимаются этими школьными обедами, сами решают, как быть… Необходимо ослабить государственный контроль и вернуть гибкость школам и общественности в решениях, касающихся школьных меню», – заявил Трамп.
Но что формирует вкусы школьных администраторов, родительских комитетов и отдельно взятых родителей? Из чего складываются их представления о том, каким должен быть их обед и обед их детей?
Легко понять, что население США питается очень нездорово.
Больше половины населения Америки набрали излишний вес, a 35% населения страдает серьезным ожирением. При этом ожирению особенно подвержены бедные и менее образованные люди.
Ожирение некрасиво, и оно ведет к многочисленным болезням, напрямую связанным с избыточными килограммами – к некоторым формам рака, сердечным заболеваниям, артериосклерозу, артриту, гипертонии, болезням печени, почек, кишечника, желчного пузыря, кожным проблемам, кариозу, диабету, депрессии, деменции и сокращению продолжительности жизни.
Трагические последствия обжорства хорошо всем известны – тайн тут нет. Информационное пространство от телевизора до Интернета заполнено отчаянными предупреждениями докторов, рекламами диет, научными исследованиями о последствиях ожирения. Более того – пойдя к врачу, располневший пациент неизбежно прослушает лекцию об опасности ожирения, а в США еще и получит стопку брошюр о правильном питании.
Но даже и под страхом страданий и преждевременной смерти человечество не может отказаться от кулинарных страстей и губительных аппетитов.
Лидируют в этой области США. Что заставляет среднего американского обывателя, проигнорировав знание о вреде лишнего жира, сожрать в среднем 22 ложки сахара в день? А ведь именно сахар, по мнению большинства диетологов, и есть главный виновник несчастий. Это он, парализуя волю и разум, толкает людей на безумства: бесконтрольное поглощение конфет, пирожных, печений, булочек и шипучих напитков.
В последние годы тема сахара как змея-искусителя, подавляющего волю, разум и мораль простого человека, заинтересовала не только диетологов, но и многих историков и журналистов.
Люди произошли из тростника
Сахар подкрадывался незаметно. Когда-то в Европе о нем даже не слыхали. Для сладости пользовались медом и вполне были довольны. Сахар же рос на южных тихоокеанских островах, где местные легенды рассказывали о том, что сахарный тростник породил первого мужчину и женщину, от которых и пошел род человеческий.
Сахар сперва начали культивировать в Новой Гвинее, в Индонезии и в Индии. К VI веку нашей эры индийский сахарный тростник полюбился персам. К VIII веку сахар добрался до Египта. Там это было непросто. Сахар любит воду, и в сухом Египте его приходилось поливать по 20 раз в день, для чего к полям подводили специальные каналы.
По словам исследователя Элизабет Абботт, автора книги «Сахар. Кисло-сладкая история» (Elizabeth Abbott. Sugar: A Bittersweet History), сахар завоевывал мир вместе с исламом. В мусульманском мире сахар ценили как лекарственное средство и как редкое лакомство.
В Европу эту усладу принесли крестоносцы. В первый же Крестовый поход крестоносцы, осаждаемые мусульманским врагом и терпя муки голода, поняли, что сок сахарного тростника утоляет голод и придает силы. На завоеванных территориях, особенно на Кипре и в Сицилии, крестоносцы быстро научились выращивать сахарный тростник и извлекать из него сахар.
Добравшись до Европы, сахар быстро сделался излюбленным лакомством европейских монархов и дворянства. Придворные повара научились смешивать сахар, масло, орешки, превращая ингредиенты в упругую массу, из которой лепили разнообразные съедобные фигурки. В результате на обедах английских и французских королей вошло в моду подавать на десерт сделанные из сахара мужские и женские гениталии.
Печальные последствия любви к сахару не замедлили сказаться на здоровье монархов. По словам одного иностранного посла, английская королева Елизавета I, большая любительница сладкого, скрывала во рту развалины черных зубов.
К концу XVI века сахар начал спускаться в дома состоятельной знати, и еще через 100 лет он почти полностью опростился, сделавшись более или менее всеобщим достоянием.
Особенно полюбили сахар англичане. В 1603 году делегация испанцев отметила, что даже мясо англичане подавали со сладкими соусами. Вскоре сахар стали добавлять в чай и кофе. К XIX веку жидкий подслащенный чай сделался в Англии любимым напитком бедноты, нуждающейся в дополнительных калориях.
Европейский и американский потребитель старался не задаваться вопросом, откуда сахар берется, какой ценой добывается. А узнав, любители сладкого глушили в себе гуманность и отворачивались от социальной правды.
Правда же эта была проста и ужасна: начиная с ХV века и кончая серединой XIX века, сахар добывался при помощи рабского труда. Сперва с помощью рабов сахар выращивали в Португалии.
Открытие Нового Света европейцами неимоверно расширило возможности выращивания теплолюбивого сахарного тростника в новых колониях. Сахар особенно хорошо рос на Карибских островах. Туда за четыре века рабства европейцы привезли для работы на сахарных плантациях около 6 миллионов несчастных африканцев.
В начале XIX века у импортируемого в Европу и пропитанного кровью сахарного тростника появился менее дорогой соперник в виде сахара, полученного из свеклы. Большим энтузиастом этого сахара был Наполеон, которому Англия отказала в поставке сахара во время войны.
В ХХ веке сахар стали извлекать и из кукурузы, и это еще более снизило его цену. За несколько веков из предмета роскоши сахар превратился в самого обыденного и ничем не примечательного обитателя кухонных полок.
Люди ценят редкое, труднодоступное, и по этому принципу популярность сахара должна была бы сойти на нет. Но не тут-то было. Любовь к сахару, как оказалось, таится в недрах нашей физиологии.
В 1970-х ученые обнаружили, что вся полость нашего рта приходит в состояние возбуждения, когда в рот попадает сахар. Во рту находятся более 10 тысяч вкусовых рецепторов. В каждом из этих рецепторов есть специальные рецепторы сладости, и все они подключены к так называемому центру удовольствия в нашем мозгу.
С ума сходили не только люди
В своей страсти к сахару человечество не одиноко. Другие млекопитающие тоже иной раз разделяют нашу страсть к десертам.
Красоты много не бывает… Фото Piixabay
Эксперименты на эту тему были проведены одним американским аспирантом в конце 1960-х. Звали его А. Склафани, и он подкармливал в своей университетской лаборатории подопытных крыс сладким сухим завтраком. Делал он это из сочувствия к животным. Но когда заметил, с какой скоростью эти подопытные бедняги пожирают сладкие хлопья, он решил провести эксперимент. Крысы терпеть не могут открытых пространств, но, когда сладкие хлопья оказались в ярко освещенном центре клетки, крысы преодолели инстинкт самосохранения и съели все подчистую. Даже если их било током, когда они добирались до сладкого, так как их желание съесть лакомство было сильнее. Больше всего им полюбились шоколад и сгущенка, на которых они очень быстро растолстели – обычно работающий природный механизм насыщения не подавал им сигнала перестать есть. Позднее ученые в Принстонском университете обнаружили, что, когда после продолжительного кормления сахаром крысам переставали давать сладкое, у них наступала ломка, как у наркоманов.
Физиологические реакции крыс не всегда совпадают с реакцией человека. Тем не менее в отношении к сахару сходство очень велико. Именно научные исследования реакции людей и животных на сахар стали основой современной пищевой промышленности.
В своей книге «Соль, сахар, жир» исследователь американской пищевой промышленности Майкл Мосс (Michael Moss. Salt Sugar Fat) рассказывает о том, как большие компании, такие как Coca-Cola, Kraft, Frito-Lay и Nestle, создают и диктуют вкусы рядового потребителя.
Вкус потребителя – это поле сражения конкурирующих за место на рынке пищевых компаний. Сахар в борьбе за предпочтение покупателя играет колоссальную роль. Сладость завлекает покупателя. При этом подсластители делают продукт только дешевле, увеличивая доход компаниям.
Целые научные лаборатории посвящены изучению количества сахара в том или ином продукте, которое создаст для человека так называемую в этой промышленности точку наслаждения. Если продукт доводит потребителя до «точки наслаждения», не умеющий мобилизовать свою волю человек подсядет на эту пищу и будет ее жадно покупать.
Для определения «точки наслаждения» призываются целые армии дегустаторов разных полов и возрастов. Их реакции в бесконечных анкетах фиксируют профессионалы.
Самые большие компании используют сканирование мозга для исследований реакции потребителя на вкусовые ощущения. Их исследования показали, что мозг реагирует на сахар, как на кокаин. Международная компания Unilever, производящая мороженое, даже превратила этот факт в рекламу: «Доказано наукой – наше мороженое даст вам чувство счастья».
Международная компания Yoplait, пишет Мосс, добавляет в свой йогурт ненамного меньше сахара, чем в конфеты, а в одной порции томатного соуса крупной компания Prego столько же сахара, как в трех печеньях. Сахар есть и в большинстве вареных колбас, и в сосисках, и в баночных супах, и в подливках к салатам.
Доверчивый американец привык считать нездоровую пищу частью своей традиции. И действительно, сухой завтрак, то есть сухие мучные или кукурузные хлопья, был изобретен в Америке в конце ХIХ века братьями Келлог. Вначале эти хлопья продавались в качестве нежирной и здоровой пищи, с которой не нужно возиться утром – залил молоком, и готово. Но в 1906 году, когда старший брат Джон, врач по профессии, был в отлучке, младший брат Вилл добавил в хлопья сахар, и дело пошло, Да так, что братья дважды судились за право называть эти хлопья своим именем.
Компания «Келлог» продолжает процветать и сегодня и продолжает наполнять свою продукцию сахаром. Некоторые сухие завтраки этой марки содержат до 50% сахара, и главные их потребители – дети. Дети, согласно научным исследованиям пищевых компаний, любят сахар в два раза больше взрослых, и на них обрушивается поток телевизионных реклам, где миловидные сказочные существа советуют есть сладкую дрянь.
Именно компания «Келлог» (Kellogg’s) в 2008 году выпустила особенно зловредную рекламу, адресованную детям и их родителям. В этой рекламе вкрадчивый голос за кадром сообщал, что дети, позавтракавшие хлопьями «Келлог», улучшили школьные отметки на 20%. В конце концов Государственная комиссия по торговле запретила эту рекламу как ложную. Но ее крутили в течение шести месяцев, и никто не знает, сколько простодушных зрителей поверили этому вранью.
Об увесистой традиции, подталкивающей рядовых американцев на неумеренное потребление сладкой газировки, пишет в свой книге «Коррумпированный мир: от рабства до ожирения» Джеймс Валвин (James Walvin. The World Corrupted: From Slavery to Obesity).
Кока-кола – это уже религия
Самая популярная газировка в США – это кока-кола. И это не случайно – в сознании – многих американцев кока-кола это не просто сладкая шипучка, а национальный напиток с привкусом патриотизма. Такое представление уходит корнями в американскую историю: во время Второй мировой войны, чтобы поднять настроение и боевой дух американских солдат, правительство организовало посылку кока-колы на фронт. Генерал Маршалл даже подписал приказ о перевозе фабрик кока-колы в Европу, поближе к театру военных действий. Солдаты ценили этот напиток – он напоминал о доме и был символом заботы правительства.
В те далекие времена кока-колу продавали только в маленьких элегантных бутылочках с красивым шрифтом в стиле модерн. Сегодня же в супермаркетах эту газировку продают в огромных жбанах. Калории в сладких напитках не стимулируют реакцию насыщения. Зная этот факт, компании по производству сладких газировок пытаются всучить обалдевшему покупателю приторную воду лоханями.
Пока я стою со своей тележкой в очереди в кассу супермаркета в маленьком университетском городке в Вирджинии, я иногда с интересом заглядываю в тележки других покупателей. У меня в тележке царит простота – понятно, что я собралась готовить на обед: курицу, салат, картошку. Если в магазине мне повстречались университетские коллеги, то с ними, как правило, тоже все ясно – мой друг, преподаватель химии, на днях готовил мясо со стручковыми бобами и красным болгарским перцем, что и было очевидно по набору его продуктов. Не то что в тележках местных фермеров или рабочих соседнего заводика. Вместо узнаваемых продуктов там высятся горы разноцветных коробок, банок, пластиковых бутылок гигантского размера с напитками неоновых цветов.
Простые американские люди знают правду о вреде продуктов в коробках и банках. Но, придя в магазин за едой, они оказываются беспомощными слабаками-одиночками против армии организованного натиска.
Источник: