Фото pixabay.com
Министерство культуры анонсировало свой фронт работ по линии законодательных изменений на 2019 год. Одна из главных подвижек – корректировка закона о контрактной системе в сфере госзакупок, что сегодня является настоящим камнем преткновения в творческой индустрии. Но с изменением этого ФЗ уже давно решили – после беспрестанных просьб профессионального сообщества, дошедших до президента, закон будет упрощен и скрепки, условно говоря, не придется покупать через тендер. А вот еще одной инициативе – по поручению вице-премьера Ольги Голодец – еще только предстоит пройти детальную разработку и согласование, однако сроки принятия документа уже намечены – ноябрь текущего года.
Минкультуры предложило ввести «оценку востребованности творческих работников». К идее аттестации актеров обращались еще в 2013 году, но тогда законопроект так и остался нереализованным. Предполагалось, что трудовой договор с работником должен прекращаться, если по результатам конкурса он не избирался на должность. Нынешний законопроект также вызвал широкое обсуждение: что понимается чиновниками под востребованностью в творчестве и по каким критериям будет проводиться заявленная оценка?
С первым пунктом более-менее разобрались, второй и самый главный, о критериях, как обещают в Минкультуры, в ближайшее время начнет прорабатываться вместе с профсоюзами и с профессиональным сообществом, которое и было, как утверждает ведомство, инициатором данных изменений. По заявлению министерства, деятели культуры «неоднократно отмечали, что необходимость систематизации и совершенствования трудовых норм давно назрела».
Оценка востребованности будет, по сути, касаться объема занятости артистов в перспективном репертуаре (программе) театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков России. Исключение составят работники, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок. Согласно документу, оценка будет проводиться раз в три года и не коснется социальных льготников и тех, кто удостоен почетных званий. Ожидается, что в Трудовом кодексе появится отдельная глава. А оценка будет проводиться оценочной комиссией, которую сформирует работодатель. В ее состав должны быть включены представители и самих работников.
Как рассказали «НГ» в ведомстве Владимира Мединского, одним из критериев может стать одно-два участия актера в спектаклях в течение трех лет. «Но ни в коем случае речь не пойдет о каком-либо результате творческой работы», – говорится в комментарии.
Сегодня основная часть трудовых отношений с творческими работниками оформляется заключением срочных договоров. Отказов от заключения таких договоров со стороны работников, по заверению Минкульта, нет, «так как есть понимание специфики творческой деятельности». Далее в своем комментарии ведомство говорит о том, что «нельзя рассматривать предлагаемую оценку востребованности как профнепригодность и, как следствие, невозможность устроиться на новую работу». «Оценка востребованности призвана помочь артисту и при расторжении трудового договора должна восприниматься исключительно как «сокращение», с предусмотренными законопроектом выплатами (не ниже трехкратного среднего месячного заработка)», – пояснили «НГ». «У невостребованного артиста отсутствует возможность воплотить свой потенциал и талант в творческой деятельности определенного учреждения культуры. Ожидая своего участия в постановках, творческий работник не решается сменить театр, коллектив» – такой гуманистической мотивацией министерство подкрепляет свою инициативу. Очевидно при этом, что новая инициатива связана с общекризисными мерами, когда за счет сокращения работников учреждений их ставки перераспределяются между остальными сотрудниками. И при сокращении, например, численности труппы формально увеличивается фонд оплаты труда.
Любая аттестация чревата увольнением хороших артистов, которые по тем или иным причинам не заняты в репертуаре. И тогда вскрывается другая важнейшая проблема – безработицы на творческом рынке. Как рассказал недавно глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, «500 заявок получают московские театры, когда объявляют об одной новой вакансии в труппе». К тому же, если защищены от оценки будут те, кто «удостоен почетных званий РФ, СССР в соответствии с перечнем, утверждаемым правительством России», то получается, что новый закон ударит в первую очередь по молодым. Так как именно вчерашние выпускники, приходя в труппу театра, далеко не сразу получают полноценную занятость.
Но нельзя не увидеть и плюсы законопроекта. Например, в оркестре служит музыкант, который плохо играет и тянет коллектив вниз. От этого его мало занимают, то есть он числится, но на сцену не выходит. Тогда возможность законно освободить его место, чего не позволяет сейчас трудовое законодательство, для более перспективного или как раз молодого работника, или вообще возможность избавиться от мертвых душ, а не содержать их пожизненно, будет несомненной пользой. n
Источник: