Синдром двоечника. Позор учителя, который остается невидимым для общества

Двоечники были всегда, но только в современной школе это перестает быть позором. Фото PhotoXPress.ru

Заметил интересную тенденцию. В последние годы в России появилось значительное число школьников (да и студентов тоже), которые вообще не хотят учиться. С чем это связано?

Надо признать, что двоечники были всегда. И в Древней Греции, и при царях, и даже при Сталине. Однако двойка все же считалась позором, поэтому ею не гордились, а старались как-то исправить. Сегодня же некоторые ученики занимают принципиальную позицию Сократа, который, как известно, утверждал «я знаю, что ничего не знаю». Однако Сократ далее говорил «но остальные знают еще меньше», о чем современные двоечники даже не подозревают. Их философия гораздо примитивнее. Они просто знают, что за двойки никаких серьезных санкций не будет. Ни дома, ни в школе. Вытянут, натянут оценки, переведут в следующий класс. Действительно, термин «второгодник» можно уже считать историческим. Но по порядку.

Первый тип двоечника – это ребенок с пониженными способностями. Таких детей можно только пожалеть. Но их место все же не в обычной, а в специальной коррекционной школе. Однако родители туда ребенка не ведут. Не хотят травмировать. Не хотят возить. И бедняга мучается, пытаясь своим реально скудным умишком осилить школьную программу. Из года в год.

Второй тип двоечника – ребенок из неблагополучной семьи. Таких семей, к сожалению, сегодня много. Или мать-одиночка бьется за выживание в нашей непростой реальности. Или папа вернулся с «отдыха на зоне», и всей семье совсем не до уроков. Или оба родителя с утра до ночи на работе, а чадо предоставлено самому себе. И выбирает, естественно, игры и улицу.

Третий тип двоечника – убежденный двоечник. Такой ученик просто не хочет учиться. А зачем? Он видит пример родителей или других родственников, которые без всякой там алгебры или истории материально вполне в порядке. И проецирует подобную возможность для себя.

Откуда берутся такие ученики?

Во-первых, из своих собственных семей. Допустим, родителям такого ученика сегодня лет по 35. Следовательно, родились они в конце восьмидесятых, а их детство пришлось на лихие девяностые, когда реально нужно было выживать. И учеба не являлась для ребенка первой жизненной необходимостью. Мыли машины, попрошайничали, воровали. Некоторые из тех, кто выжил, неплохо поднялись. Но отношение к учебе как к чему-то второстепенному осталось на всю жизнь. Ибо было заложено с детства.

Во-вторых, непосредственно из школы. В современной школе успешность учителя и директора оценивают по формальным показателям. Как уже говорил, оставление ученика на второй год – музейная редкость. Потому что такой показатель камнем тянет рейтинг школы и премию учителя вниз. А кому и зачем это надо? Вот и тащат «из болота бегемота». Ученик с младших классов убеждается, что за двойку ему ничего не будет. И просто развлекается, не отягощая себя ни классной, ни домашней работой.

В отличие от многих «школьных аналитиков» я в школе поработал. И не один год. Поэтому имею реальные примеры. Вот, например, учительница литературы обнаружила, что в пятом классе один ученик (из семьи мигрантов) вообще не умеет читать и даже буквы русского алфавита знает не все. Пожаловалась. А в ответ ей сказали, что если четыре года учили и в 5-й класс перевели, то извольте учить дальше. И никому не было дела до того, что учительница литературы увидела этого ученика только в 5-м классе, а до этого было четыре класса начальной школы с вполне успешными оценками.

В-третьих, из-за альтернативных возможностей. Это семейное обучение, например. Ребенок в школу не ходит. Сдает учителям задания. А учитель работает по той же психологической схеме: за тройку премия, а за двойку выговор. Главное, что этот позор учителя никто не видит. Про онлайн-школы промолчу. В противном случае напрашивается прямое сравнение с публичным домом. Так сказать, чего изволите-с?

И, наконец, про репетиторов. Я не о тех, которые реально помогают и учат. Я о тех, кто делает за ребенка «домашки» и при возможности «контрольки» (это уже довольно распространенная услуга и в средней, и в высшей школе). Что выберет двоечник: изучить тему или взять подсказку? Разумеется, подсказку. Тем более что платят родители, которым просто не нужны проблемы в школе или в вузе.

Таким образом, число современных «митрофанушек» в России пока растет. Боюсь, что и дальше оно будет расти. И никакие действия чиновников с учителями ситуацию реально и быстро не исправят. Действительно, «зачем изучать географию, когда есть извозчики?».

Источник: ng.ru