На Шпицбергене причудливо сочетаются прошлое и современность. Фото Свена Магне Тунли
Шпицбергенский архипелаг – одна из самых северных земель нашей планеты, от него до Северного полюса всего 1020 км. Многие косвенные данные свидетельствуют, что этот архипелаг открыли в XII веке выходцы из Русского Севера – поморы. Они полагали, что открытая ими земля, названная Грумантом, являлась Гренландией. Вторично архипелаг открыл в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц, назвав его Шпицбергеном, что означает «острые горы». Однако именно благодаря усилиям поморов архипелаг стал частью цивилизационного мира.
НИЧЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ НОРВЕГИИ
На протяжении многих веков Шпицберген считался никому не принадлежащей, «ничейной» землей, хотя всегда признавалось (и признается сегодня) наличие особых интересов у России к этому архипелагу. Но в соответствии с решением Парижской мирной конференции 1920 года, к участию в которой наша страна не была допущена, архипелаг был передан под суверенитет Норвегии «на особых условиях». Шпицберген был объявлен нейтрализованной территорией, «архипелаг никогда не должен быть использован в военных целях». Норвежцы переименовали его в Свальбард, взяв запись из старинной исландской саги викингов 1194 года: «Свальбард (то есть холодный край) найден!»
В 1925–1932 годах Советский Союз путем приобретений и обмена получил на Шпицбергене на правах собственности четыре земельных участка общей площадью 260 кв. км. Для управления ими был создан государственный трест «Арктикуголь». Перед Второй мировой войной на Шпицбергенских островах добывали уголь на шахтах в норвежских поселках Лонгйир, Ню-Олесунн и Свеагрува и в советских – Баренцбург, Грумант и строившемся поселке Пирамида с шахтой.
В связи с началом Великой Отечественной войны 1955 советских граждан эвакуировали с архипелага в Архангельск, а 932 норвежца – в Великобританию. Все советские и частично норвежские шахты и оборудование были выведены из строя, запасы угля подожжены. В годы войны на архипелаге постоянно находились немецкие военные метеорологические группы и норвежско-английские боевые группы. Немецкие самолеты и корабли уничтожили советские и норвежские поселки. После войны советские и норвежские шахты и поселки были восстановлены, и в 1946 году от норвежских и в 1947–1948 годы от советских причалов пошли со Шпицбергена груженые углем суда.
В настоящее время добыча угля в шахтах осуществляется норвежской государственной компанией Store Norske Spitsbergen Kulkompani (работают две шахты. – «НВО»), а также по концессии российским государственным трестом «Арктикуголь» (только шахта Баренцбург, а Грумант и Пирамида – законсервированы. – «НВО»).
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО
После распада Советского Союза к России как правопреемнице СССР наряду со многими активами и проблемами отошла принадлежащая нашей стране собственность на Шпицбергенском архипелаге. Причем проблем оказалось немало.
В августе 1996 года российский пассажирский самолет Ту-154 из-за плохой погоды уклонился от курса и врезался в гору на плато Оперфьельт в районе поселка Лонгйир. Погибли 141 человек – шахтеры, члены их семей, экипаж. В сентябре 1997 года в связи с небрежностью подрывников произошел взрыв на шахте Баренцбурга. Погибли 23 шахтера из России и Украины. Существенный ущерб был нанесен самой шахте. К сожалению, этим трагедии не закончились: в августе 1998 года погибли еще пятеро шахтеров.
Примечательно, что и норвежская, и российская сторона регулярно рассматривают вопрос о возможности прекращения добычи угля на Шпицбергене, хотя запасы каменного угля на островах огромные. Власти архипелага начали активную диверсификацию его экономики. Так, с 1960-х годов ведутся поиски на Шпицбергене и прилегающем к нему континентальному шельфу нефти и газа. Достигнуты первые положительные результаты. Расширяется туризм. Многие годы Шпицбергенские острова являются одним из крупных международных центров научных исследований, а окружающие архипелаг воды обладают богатейшими рыбными запасами. Рыбный промысел ведут Россия, Норвегия и ряд западноевропейских стран.
Уходящие корнями в далекое прошлое российско-норвежские отношения на Шпицбергене носили в основном дружеский характер. Они не омрачались особо даже в период холодной войны. Со стороны Советского Союза неоднократно предпринимались попытки расширить и углубить сотрудничество с Норвегией по шпицбергенским проблемам. Деятельность Германии на Шпицбергене в годы Второй мировой войны в военных целях и, как одно из следствий этого, военная активность Норвегии, Великобритании, США и Канады на архипелаге вызвали серьезную озабоченность СССР в связи с возможностями использовать Шпицберген в военных целях в будущем. Учитывая эти обстоятельства, в 1944–1946 годы были проведены переговоры правительств СССР и Норвегии и достигнута договоренность о принятии обеими странами совместных мер по обеспечению безопасности Шпицбергенских островов. Но стортинг (парламент) Норвегии 15 января 1947 года отклонил согласованную правительствами обеих стран договоренность. А вскоре правящие круги Норвегии позволили втянуть свою страну в холодную войну, присоединились в апреле 1949 года к НАТО.
СОЮЗНИКИ ПО НАТО
В январе 1951 года норвежский стортинг принял постановление «Об участии Норвегии в создании системы общего командования и общих вооруженных сил стран Североатлантического пакта», в котором отмечалось, что в случае войны или угрозы войны «обороной архипелага Свальбарда (Шпицбергена), островов Медвежий и Ян-Майен будет ведать командование Североатлантического морского района».
Вопреки требованиям Парижского договора о Шпицбергене отдельные норвежские официальные представители предпринимали попытки привнести на архипелаг элементы военной активности. Норвежские военные власти неоднократно направляли к берегам Шпицбергена свои военные корабли и совершали посадки на территории архипелага своих военных самолетов. Норвежские и английские самолеты-разведчики в течение ряда лет производили авиаразведку и аэрофотоснимки над советскими, а теперь российскими поселками и окружающими их территориями. Затем в прилегающих к Шпицбергену водах начали появляться боевые самолеты ВВС НАТО, которые проводили учебные стрельбы и бомбометание.
При содействии США норвежцы в 1950–1960-е годы построили на островах Лангёйя (острова Вестеролен) и Ян-Майен станции радионавигационной системы НАТО «Лоран-С» и «Омега», в сферу эффективного действия которых вошла практически вся территория Шпицбергена. В районе норвежского поселка Ню-Олесунн на Шпицбергене была размещена телеметрическая станция по наблюдению за космическими объектами, которая через собственную связь была подключена к другим аналогичным станциям и специальной системе НАТО. В районе же поселка Ню-Олесунн был размещен мобильный ракетный полигон.
При содействии и за счет США норвежская военная разведка развернула в целях контроля за плаванием российских атомных подводных лодок в Северной Атлантике ряд гидроакустических противолодочных рубежей, в том числе мыс Нордкап – остров Медвежий – Шпицбергенские воды, связанных со станцией Ставе (остров Аннейя). Над противолодочными рубежами постоянно дежурили норвежские, американские и английские самолеты, корабли и подводные лодки.
В августе 1998 года США навязали норвежцам проект по исследованиям континентального шельфа и дна океана, включая и шпицбергенские воды. Было решено использовать в этих целях американские военные самолеты «Орион» (аэродром Лонгйир) и американские подводные лодки, которые якобы не должны были заходить в порты Шпицбергена. А в октябре 1998 года в Норвегии были обнародованы планы норвежско-американских исследовательских работ на архипелаге Шпицберген с участием ВМС и ВВС США, в рамках которых было запланировано соорудить в районе Лонгйира радиолокационную станцию, которая будет состыкована с сооружаемой на тот момент времени американцами мощной радиолокационной станцией «Глобус-2» (AN/FPS-129 «Have Stare») у Вардё (Северная Норвегия). Следует особо отметить, что Шпицберген находится под постоянным контролем норвежской военной разведки, причем в свое время архипелаг был включен в сферу совершенно секретной организации норвежской военной разведки «Стэй Бихайнд» («действия в условиях оккупации Шпицбергена или Норвегии» – операция «Уранус»).
ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
Нарушение норвежцами демилитаризационного статуса Шпицбергенского архипелага, закрепленного Парижским договором 1920 года, не может не вызывать большую озабоченность. Впрочем, есть и другие проблемы, которые ждут своего решения. Так, Норвегия с 1 января 1977 года объявила 200-мильную экономическую зону вдоль норвежского побережья и, в нарушение Парижского договора о Шпицбергене, незаконно установила границу экономической зоны вокруг Шпицбергенских островов. Норвежские власти нередко принимают противоречащие Парижскому договору и интересам России административно-правовые акты, препятствующие деятельности российских учреждений, шахт и граждан на архипелаге, вплоть до применения противозаконных мер. Норвежцы всячески пытаются вытеснить русских из архипелага, постоянно подчеркивают норвежский суверенитет над Шпицбергеном, часто забывая, что суверенитет Норвегии над Шпицбергеном существенно ограничен. Все участники Парижского договора о Шпицбергене (СССР присоединился к нему в 1935 году) имеют право свободного и беспрепятственного доступа на архипелаг, занимаясь там любыми промышленными, судоходными и торговыми операциями, различными промыслами, ловлей рыбы, охотой и научными исследованиями. Причем Парижский договор о Шпицбергене является хорошей основой для дальнейшего развития связей между двумя нашими странами, а нерушимое соблюдение его условий, сохранение статуса демилитаризации архипелага и прилегающих к нему островов отвечают интересам и России, и Норвегии.
Источник: