Сад и огород сельской школы должны стать технопарком

Главная проблема школы на селе – отсутствие учеников. Фото Reuters

Наверное, я кого-то удивлю, если скажу, что школы на селе обеспечивают образованием значительную часть населения нашей страны. Но факт есть факт: более половины школ России – сельские. На начало 2019 года 28% детей в возрасте от 7 до 17 лет обучались в сельской местности. Средняя численность обучающихся в сельской школе в четыре с лишним раза меньше, чем в городской, – 166 и 700 человек соответственно.

В тот же допандемийный год Счетная палата РФ приводила еще и такие цифры. Количество сельских школ в России сократилось с 46 тыс. в 2001 году до 23 тыс., число городских школ – с 23 до 18 тыс., детских садов – с 51 до 48 тыс. И хотя количество сельских школ за последние 20 лет сократилось вдвое, но оно все еще превышает число городских.

Российские регионы существенно различаются по доле сельских школ: от 88% в Республике Алтай и 84% в Республике Дагестан до 27% в Магаданской области и 19% в Мурманской. Это обусловлено соотношением сельского и городского населения в субъектах Российской Федерации. При этом свыше 15% сельских школ не оборудованы теплыми туалетами. В некоторых регионах этот показатель достигает 70%.

Низкая плотность сельского населения приводит к необходимости организации подвоза достаточно большого числа школьников. И в сельской местности каждый пятый ребенок (19%) нуждается в подвозе. В городах таких детей чуть более 2%. При этом обеспечены подвозом в селах и деревнях 92% нуждающихся, в городах – 84%.

В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы – маленькая и нищенствующая. Тем не менее инфраструктурные характеристики свидетельствуют о том, что современная сеть сельских школ очень неоднородна, и говорить о ней в усредненных показателях не совсем корректно. Сельские школы тоже разные.

Давайте посмотрим, какие тенденции развития сельской школы сегодня воспринимаются обществом сел и деревень наиболее болезненно. К ним относятся сокращение учеников, рост филиалов школ, сложности подвоза, проблема с кадрами. И основная проблема, на наш взгляд, в том, что сельская школа по-прежнему работает на город. Как повернуть дело так, чтобы сельские жители заслуженно бы гордились своим исключительным положением?

Во-первых, надо развивать агропрофили в сельском образовании. За последнее время в ряде школ Тамбовской, Иркутской областей, Республики Саха (Якутия), в других регионах при поддержке региональных и муниципальных властей, бизнес-сообщества появились замечательные агрошколы и агроклассы. И это не просто труд, чтобы занять детей, а определенные научные исследования, сортоиспытания, исследовательская работа с семенами.

И здесь важно то, что ребенок уже с малых лет знакомится с видом деятельности, которая требует раннего самоопределения. Школьный сад и огород должны стать тем реальным технопарком, где реализуются и научные подходы, и знакомство с новыми технологиями, и формирование предпринимательской компетенции. Но сегодня колоссальная проблема – школьному овощу и фрукту попасть в школьную столовую. Много запретов и трудностей, сертификация продукции, бюрократизация, излишние так называемые рыночные механизмы.

Государству и обществу нужно увидеть мощные образовательные и воспитательные эффекты, которые несут в себе школьные сады и огороды, и серьезные финансовые возможности, которые дают они школам. Кстати, школа могла бы выращивать продукты для социально незащищенных слоев населения, для социальных учреждений и т.д. Но это право на добровольный и интересный труд детей должно быть обеспечено современными и удобными инструментами, хорошей удобной рабочей одеждой и обувью. Надо, чтобы со школьниками рядом находились профессионалы, которым нужно оплачивать этот педагогический труд. А сегодня все это в бюджетах школ чаще всего не предусмотрено.

Во-вторых, можно создать системы событийного образовательного туризма на базе сельских школ. Стоят готовые приспособленные здания со столовыми. Нужно только предусмотреть возможность законного сна на надувных матрасах (или раскладушках) в помещениях этих школ.

Необходимо запустить систему, когда дети городских школ узнают свою страну через участие в совместных образовательных, гражданско-патриотических, исторических, экологических проектах. И это не только в летнее время, но и в период учебных занятий. Совместное обучение городских и сельских школ, несомненно, принесло бы хорошие учебные и воспитательные результаты, способствовало решению кадровых проблем сельской школы и появлению других ресурсных возможностей.

Частично решить эти проблемы можно через гранты. Здесь важно, чтобы школы напрямую получали финансовую поддержку на реализацию различных проектов, связанных с этими направлениями. Нашей стране нужен образ сельской школы XXI века, который связан не только с учебными результатами, но и созданием школы как мощного ресурса развития территории. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий