Ангела Меркель пытается убедить Дональда Трампа в том, что Германия не попадет в зависимость от России из-за импорта газа. Фото Reuters
Европейский парламент (ЕП) принял резолюцию об отношениях с Россией, согласно которой РФ больше не является стратегическим партнером Европейского союза. В пресс-релизе ЕП подчеркивается, что ЕС должен быть готов к принятию дальнейших антироссийских санкций, в том числе персональных, против конкретных лиц в духе действующего в США «закона Магнитского». За эту резолюцию, инициатором которой стала депутат от Латвии Сандра Калниете, было отдано 402 голоса, 163 депутата высказались против и 89 депутатов воздержались.
В документе перечислены претензии ЕП к российскому руководству, связанные с украинским конфликтом, Сирией, кибератаками на инфраструктуру связи европейских стран, «делом Скрипалей», ухудшением ситуации в области прав человека, поддержкой Москвой авторитарных режимов и т.д. «Время приятного и дипломатичного языка прошло. У нас очень мало возможностей для сотрудничества, пока Россия продолжает оккупировать части Украины и атакует другие европейские страны», – сказала докладчик Калниете.
Резолюция носит рекомендательный характер, но, несомненно, добавляет напряженности в отношениях России и ЕС. В принципе перечисленные претензии в адрес Москвы не содержат ничего нового, являясь лишь еще одной ложкой дегтя в бочке дегтя. Отношения между Россией и ЕС настолько плохи, что испортить их еще больше очень трудно. Не было, в общем-то, необходимости принимать такую резолюцию только для того, чтобы объявить: Россия не является стратегическим партнером ЕС. Это, как говорится, ясно без слов. Как, впрочем, и то, что Россия не считает Евросоюз своим стратегическим партнером. Иначе не было бы поворота к Азии, концепции евразийства, форсированного сближения с Китаем, включая сферу безопасности,
В резолюции обращает на себя внимание положение об угрозе для внутреннего рынка Евросоюза проекта «Северный поток – 2», который предполагается ввести до конца 2019 года. И это, пожалуй, главное в заблаговременно принятом документе ЕП, который создает неблагоприятный политический контекст в Еврокомиссии для будущего «Северного потока – 2».
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что автором резолюции является депутат от Латвии – страны, имеющей проблемные отношения с Россией и в силу этого и собственные озабоченности. В первую очередь это опасение того, что в Балтии может повториться крымский сценарий. Значительное по численности русскоязычное меньшинство рассматривается определенными политическими силами Латвии как «пятая колонна» и «рука Москвы» (хотя вряд ли можно обвинять Россию в том, что русскоязычные спустя почти 30 лет все еще относятся к категории неграждан и полностью не интегрированы в общественно-политическую жизнь страны). Страх, ощущение уязвимости не поддаются рациональному объяснению. В поисках защиты от российской угрозы страны «новой Европы» стремятся сохранить любым путем особые отношения с Вашингтоном, в том числе и защищая американские интересы в Европе. В связи с этим позиция президента США Дональда Трампа, занимающего крайне враждебную позицию по новому газопроводу, не может остаться без их внимания.
Несмотря на то что ЕП признал в резолюции и положительные примеры сотрудничества, такие как «Северное измерение», объединяющее ЕС, Россию, Норвегию и Исландию, и Совет Баренцева/Евро-Арктического региона, большинство депутатов призвали остановить «Северный поток – 2». Это далеко не первая попытка ряда стран ЕС, которые с самого начала выступали против совместного проекта России и Германии, получившего поддержку канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Берлин в условиях отказа от атомной энергетики и намерения к 2038 году избавиться от угля и высоких внутренних цен на газ жизненно заинтересован в строительстве «Северного потока – 2», где кроме «Газпрома» участвуют еще пять европейских компаний – инвесторов проекта (немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и британская Shell). По опросам общественного мнения, почти 72% немцев поддерживают «Северный поток – 2». Меркель пришлось приложить немало усилий для того, чтобы убедить противников проекта в ЕС (Польшу, Чехию, страны Балтии, Венгрию, Словакию, Румынию и Хорватию) в его необходимости или обойти наиболее непримиримых оппозиционеров, таких как Дания, в буквальном смысле по дну моря. В результате этих усилий в отредактированном варианте проект все же был принят Евросоюзом, а контроль над газопроводом оставлен Германии.
Представляется, что это не последняя битва Меркель в Евросоюзе. В настоящий момент завершается процесс внесения поправок в Газовую директиву ЕС, которая должна стать законодательной базой для регулирования этого проекта. В частности, предполагается распространить нормы Третьего энергетического пакета на морские газопроводы, которые доставляют газ на европейский рынок, что потребует создания независимого от «Газпрома» оператора «Северного потока – 2». Пока что решение о применении этой нормы предоставляется регулятору проекта, то есть Германии. Какой будет окончательная редакция Газовой директивы, сказать трудно, но уже сейчас рассматриваются варианты вывода трубопровода из-под правил ЕС. Несмотря на предстоящие трудности, главный бой Меркель придется выдержать на американском направлении.
Газопровод стал яблоком раздора между Берлином и Вашингтоном сразу же после прихода Трампа в Белый дом. Президент США неоднократно предупреждал руководство ФРГ о своем негативном отношении к «Северному потоку – 2». Как и всегда, он выдвигал одновременно несколько аргументов против этого проекта, подчеркивая, что Германия попадет в зависимость от России, Украина должна оставаться главной страной транзита газа в Европу, вместо российского газа Германия должна покупать американский сжиженный газ (который будет на 20% дороже российского). Выступая на Мюнхенской конференции в феврале, Меркель, обращаясь заочно к американскому президенту, выступила в защиту проекта. Она подчеркнула, что состав российского газа не изменится, откуда бы он ни поступал – из Украины или из глубин Балтийского моря, и что ФРГ со времен холодной войны покупает российский газ.
Чтобы снизить накал напряженности в отношениях с Вашингтоном, Берлин попытался компенсировать неизменность позиции по «Северному потоку – 2» обещаниями диверсифицировать импорт энергоносителей, в том числе за счет сжиженного газа из США. Но этого для Трампа было недостаточно. Понимая, что уговоры на Меркель не подействовали, он пригрозил ввести санкции против инвесторов и компаний, заключивших контракт на укладку труб. В ответ Трамп получил предупреждение, что этот шаг будет означать конфронтацию не только с Берлином, но и с Брюсселем, обеспокоенным расширением санкционного инструментария США в целях давления на Европу.
Газовое противостояние между Берлином и Вашингтоном набирает обороты, но его значение выходит далеко за рамки «Северного потока – 2». Прежде всего это наглядная иллюстрация ко всей внешней политике Трампа, которая отличается от политики его предшественников, прежде всего меркантилизацией отношений с внешним миром, включая ближайших союзников. Трамп не желает платить за общие ценности и евро-атлантическую солидарность, руководствуясь, по выражению Маркса, всеобщей формулой капитала. Все остальное для американского лидера – пустое морализаторство и идеализм, не имеющие материальной ценности. Именно поэтому призывы немецких политиков, указывающих на уроки собственного исторического опыта, когда лозунг «Германия превыше всего!» привел страну к краху, оставляют Трампа абсолютно равнодушным.
Этот крайне утилитарный, если не сказать – перископный, подход Трампа к международным отношениям лишает американское руководство понимания последствий своих шагов, и в какой-то степени «Северный поток – 2» стал символом такой политики. Почти 70 лет отношения с союзниками по НАТО и на Тихом океане были основой американского лидерства в западном мире. Сомнения в прочности геополитических коалиций США с другими странами возникли еще до прихода Трампа, но именно он почти довел их до логического конца. Риторика Трампа, направленная против союзников США в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, постепенное свертывание американских международных обязательств, протекционизм и торговые войны разрушают союзнические отношения, а следовательно, и роль США как «программирующего лидера свободного мира». Все это происходит на фоне растущего противостояния с Китаем и Россией. Европейские союзники, не надеясь на США, всерьез задумались о стратегической автономии, а Япония стремится сблизиться с Австралией и Индией.
Сворачивание «Северного потока – 2», как бы ни относились на Западе к «Газпрому» и России, будет губительным не только для отношений с Германией, которая на протяжении многих лет оставалась одним из наиболее надежных союзников США, но и для международной стабильности, в обеспечении которой экономическое сотрудничество во все времена играло роль подушки безопасности. Готовность Берлина противостоять газовой атаке Трампа будет своего рода тестом и для лидерства Германии в Европейском союзе, и для самого ЕС, стремящегося играть роль независимого центра силы в рамках мирового порядка.
Источник: