Резервы финансирования медицины нашли в Фонде народного благосостояния

Гузель Улумбекова считает, что в бюджете на 2022–2024 годы значительно урезаны расходы на здравоохранение. Фото фонда «Росконгресс»

Госдума еще не приняла окончательно бюджет на 2022–2024 годы, бюджет, в котором финансирование здравоохранения сокращено, и эксперты не оставляют надежд на его изменение. По их мнению, недопустимо снижение финансирования здравоохранения в период пандемии COVID-19, когда продолжается рост количества больных и смертности населения.

Ректор Высшей школы управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова направила в Госдуму письмо с призывом к депутатам не голосовать за внесенный правительством проект бюджета на 2022–2024 годы, так как в нем значительно урезаны расходы на здравоохранение.

В 2022 году финансирование здравоохранения из всех трех источников (ФОМС, федеральный и региональные бюджеты) сокращается по сравнению с 2021 годом. Это происходит на фоне увеличения количества больных, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи, роста смертности населения и нерешенных острейших проблем здравоохранения, подчеркивает Улумбекова.

«Принятие этого законопроекта в предложенном виде в части здравоохранения приведет к катастрофическим последствиям для отрасли, а значит, и для доступности бесплатной медицинской помощи пациентам», – говорится в письме.

По подсчетам Гузель Улумбековой, государственные расходы на здравоохранение в 2022 году снизятся в реальных ценах на 1% к текущему году при запланированном уровне инфляции в 4%. В 2023–2024 годах эта тенденция сохранится.

«Это означает, что дополнительных средств на решение острейших проблем здравоохранения не предусмотрено. Циничные утверждения комитета по бюджету и налогам о «беспрецедентном росте» финансирования здравоохранения в 2020–2021 годах по сравнению с 2019-м, по сути, неверны», – заявляет Улумбекова.

Напомним, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров ранее опровергал проблемы с финансированием здравоохранения и сравнил расходы на отрасль за пять лет. По его данным, в 2017 году на здравоохранение было потрачено 2 трлн 828,4 млрд руб., в 2018-м – 3 трлн 313,3 млрд руб., в 2019-м – 3 трлн 811,5 млрд руб., в 2020-м – 4 трлн 437 млрд руб. Он уточнил, что в проекте бюджета на 2022 год на эти цели заложено 5 трлн 188,5 млрд руб. без учета средств, которые предстоит распределить во втором чтении законопроекта о бюджете.

Улумбекова уточнила, что дополнительные средства были направлены исключительно на расходы, связанные с пандемией СОVID-19. Деньги пошли на закупку медицинского оборудования, лекарств, оказание медицинской помощи, вакцинацию и прочего и не решают накопившихся проблем в здравоохранении из-за его длительного недофинансирования. К тому же пандемия усугубила дефицит медицинских кадров из-за огромной усталости и стресса, низкой оплаты труда, бесконечного давления со стороны проверяющих и правоохранительных органов.

«Нехватка кадров привела к тому, что система здравоохранения уже не справляется с увеличенным потоком пациентов и не сможет делать это дальше. В результате будет расти смертность населения, которая сегодня уже приобрела беспрецедентный масштаб. На фоне падения реальных доходов населения на 10% (с 2013 по 2020 год) люди будут отдавать последние средства на платное лечение или вообще не обращаться к врачам», – отмечает эксперт.

Сейчас нужно не снижать, а наращивать расходы на медицину. По расчетам Улумбековой, государственные расходы на здравоохранение в 2022 году должны вырасти минимум на 500 млрд руб. Такую динамику необходимо сохранять до 2025 года, чтобы довести их долю до 5% ВВП. Причем это должны быть средства федерального бюджета, так как бюджеты регионов дефицитны, а средства ФОМС жестко нормируются.

Резервы предлагается изыскать в Фонде народного благосостояния (ФНБ), объем которого увеличится с 2021 по 2024 год на 9,4 трлн руб.

По мнению Улумбековой, средства должны быть направлены на увеличение оплаты труда и привлечение дополнительных кадров в отрасль; на расширение объемов бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях; на увеличение объемов бесплатной медпомощи (высокотехнологичная медицинская помощь, реабилитация, паллиативная помощь и др.); на повышение низких тарифов ОМС. Видимо, она сохраняет надежду на последующее чтение законопроекта о бюджете.

Намерение Минфина сократить уровень финансирования здравоохранения в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) критиковал президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Необходимость если не увеличить, то хотя бы сохранить финансирование отрасли на текущем уровне, подчеркивают экономисты крупнейших университетов страны. 

Источник: ng.ru