Регионы сами решают, кого и как учить в чрезвычайных условиях

В конце апреля 10 миллионов китайских старшеклассников возобновили обучение в школах. Фото Reuters

Неопределенность со сроками сдачи ЕГЭ в связи с коронавирусной инфекцией для выпускников 2020 года вызывает огромный стресс как у них, так и у их родителей. Принятие решения по срокам отложено и перенесено на время после майских праздников, как заявил врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Пока же Министерство просвещения и Рособрнадзор обнародовали проект приказа с расписанием проведения основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-х классов. Согласно документу, экзамены по русскому языку и математике для большинства школьников пройдут с 1 июня по 31 июля. Дополнительные даты: 4 сентября – русский язык, 7 сентября – математика. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября – русский язык, 15 сентября – математика, 18 сентября – русский язык и математика. При этом в проекте приказа подчеркивается, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие госуправление в сфере образования, по согласованию с государственными экзаменационными комиссиями и исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определяют даты проведения ОГЭ по русскому языку и математике в основной период, выбрав их из установленных.

Напомним, что в соответствии с указом президента России Владимира Путина «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 2 апреля 2020 года «решение о режиме работы системообразующих, научных и образовательных организаций власти регионов должны согласовывать с правительством».

Безусловно, чем раньше решение о сроках проведения ЕГЭ будет принято, тем меньшее напряжение будут испытывать 85 тыс. российских выпускников и их родителей по всей стране.

Необходимо отметить, что вопрос о национальных экзаменах в разных странах был решен принципиально по-разному: от переноса до отмены.

Так, были отменены экзамены в Англии и Уэльсе, остальные регионы Великобритании – в процессе принятия решения.

В КНР Министерство образования Китая официально объявило о переносе национального экзамена, известного как гаокао, на один месяц, до 7–8 июля 2020 года. Кроме того, Министерство образования заявило, что процесс приема студентов в вузы также будет отложен на месяц: прием студентов в бакалавриат закончится в конце августа, а прием специалистов завершится к середине сентября, соответственно будет решена проблема осеннего семестра в вузах.

В то же время руководство Китая разрешило властям провинций на местах принимать решение о переносе экзаменов на более длительные сроки и о возобновлении занятий. Так, в школах китайской провинции Цзянсу возобновились занятия еще в начале апреля, причем с гибким графиком для учеников разных классов. В девяти других провинциях занятия для выпускных классов начались на неделю позже. А власти провинции Хубэй еще в феврале заявили, что выпускники, чьи родители принимали активное участие в борьбе с коронавирусной инфекцией в качестве медицинского персонала, получат 10 дополнительных баллов по гаокао и приоритет при поступлении в университеты этой провинции на популярные учебные программы.

Необходимо отметить, что перенос национальных экзаменов в Китае вызвал неоднозначную реакцию на местах. Отдельные провинции высказали свои возражения против проведения гаокао в разгар лета, так как в это время в некоторых прибрежных районах существует повышенный риск тайфунов. На что Министерство образования Китая немедленно отреагировало заявлением: «В связи с высокой температурой воздуха и стихийными бедствиями, которые могут произойти в некоторых районах во время вступительных экзаменов в колледж, все населенные пункты должны эффективно подготовиться к различным сценариям развития ситуации на случай стихийных бедствий, а также организовать специальные учения, чтобы приложить все усилия для обеспечения безопасного проведения национальных экзаменов».

Таким образом, несмотря на разные решения в отношении вступительных экзаменов, страны, имеющие как централизованную, так и децентрализованные системы управления образовательными организациями, используют в период пандемии механизм децентрализации управления системой образования.

Станет ли это возможным для России – вопрос. 

Источник: ng.ru