Птенцы гнезда Герардова

Основатель конкурса Герард Васильев (в центре) с лауреатами Никитой Турановым и Рипсиме Сехлеян. Фото с сайта www.hkmt.ru

Многолетний премьер Московского театра оперетты, знаменитый баритон Герард Васильев основал конкурс еще в 2007 году. С тех пор он проходил почти ежегодно и за это время обрел более полусотни лауреатов.

Многие из тех, кому Васильев дал аванс, оправдали его, превратившись в мастеров нелегкого легкого жанра. В Московской оперетте блистают Петр Борисенко и Максим Катырев, Анна Новикова и Павел Иванов, Ольга Белохвостова и Александр Бабик, Марина Торхова и Николай Семенов. В Петербургской музкомедии состоялись Андрей Данилов и Карина Чепурнова, Наталья Савченко и Валентина Михайлова, Маргарита Иванова и Оксана Крупнова, Анна Булгак и Александр Леногов, а в Свердловской – Людмила Локайчук и Андрей Опольский, Маргарита Левицкая и Ярослава Прокофьева. Некоторые ушли в оперу и стали заметными артистами «тяжелой артиллерии» – Дарья Фролова поет в Новосибирском и Красноярском оперных театрах, Денис Болдов – в Театре Сац, Василий Ефимов – в «Геликоне», Дарья Коваленко – в Европе.

«ОпереттаLand» остается единственным в стране конкурсом, прицельно ориентирующимся на жанры музыкальной комедии и столь авторитетным. В России, где еще совсем недавно оперетта была настоящей королевой театра, нынче ситуация совсем не радостная. Оперетта находится в сложном положении: старая эстетика частенько уже не работает, выглядя хотя и профессионально, но архаично, поиски же нового звучания противоречивы и приводят чаще к неудачам, чем к позитивным результатам. Причем это касается главным образом интерпретации классического репертуара – новых оперетт практически не появляется.

У мюзикла дела обстоят гораздо лучше – это динамично развивающийся жанр, в котором создается много новых произведений, активно ставящихся по всей стране. Театры их не только привечают, но даже и заказывают; современная публика переключила свое ветреное почитание именно на мюзиклы. Можно сказать, что мюзикл вытеснил оперетту. Но можно этот процесс рассматривать и иначе – как некую преемственность и развитие форм музыкального театра .

Если у академических вокалистов конкурсов огромное количество, то артисты оперетты и мюзикла таким вниманием отнюдь не избалованы. Причем не только в России, но и по миру в целом. Конечно, многие участвуют в классических вокальных конкурсах, однако там ожидаемо ценится прежде всего вокал. На конкурсе Васильева делается попытка синтетической оценки артиста, когда вокал – важная составляющая, но не единственная и неопределяющая. Кроме того, если вокал в оперетте – сродни оперному, а иные арии Кальмана или Штрауса ничуть не уступают по сложности ариям Верди или Россини, то мюзикловый вокал – совсем иного рода.

В жюри конкурса этого года вошли Жанна Жердер, Владимир Тартаковский, Юрий Шварцкопф, Галина Безуглова, Леонид Кипнис, Григорий Заславский, Константин Хватынец, Алексей Франдетти, Анри Майер, Александр Гусев, Анна Саакян, Григорий Спектор. После почти недели напряженного отбора были названы имена победителей. Ими стали Рипсиме Селеян, Анастасия Балака и Кристина Есаян (соответственно 1-я, 2-я и 3-я премия за оперетту), Анастасия Карханова, Анастасия Павлова и Галина Окунева (призеры в мюзикле). Специальные премии достались Ксении Устьянцевой и Александру Федотову (за каскадный номер), Анастасии Кархановой и Анастасии Павловой (лучший дуэт), Татьяне Куликовой и Ксении Соколовой (премия СТД), Александру Шарабарину (премия клуба «Театрал»). Премия СМИ досталась Татьяне Куликовой и Ксении Устьянцевой. Гран-при конкурса вновь никому не был вручен – за всю историю премии его вручили только однажды, в 2010-м году Петру Борисенко.

Наблюдений от туров очень много, они разные, есть как позитивные, так и не очень. Профессионализм девушек оказался выше профессионализма юношей – последних не только количественно меньше (из 25 допущенных до конкурса только 8 кавалеров), но и качество их оставляет желать лучшего. Очень много вокального полуфабриката – голоса есть, но школы не хватает. Не все понимают, что они могут, каковы сильные стороны их дарования, а за что браться не следует. В этом плане очень понравилась прежде всего хорошо поющая Галина Окунева из Калининграда – она и номера выбрала с опорой на вокал, а не на сцендвижение или другие эффекты и выиграла.

Вопрос вкуса всегда болезненный и неоднозначный: платье, пластика, грим – тут еще работы непочатый край. Но при этом очевидна талантливость молодежи, кураж, у кого-то даже и харизма, и владение уже многими аспектами театрального ремесла. Стало быть, перспективы у музкомедии есть. 

Источник: ng.ru