Основатель фестиваля Vivacello Борис Андрианов (в центре) и дирижер Филипп Чижевский. Фото Евгения Евтюхова
Фестиваль «Вселенная – Светланов!» (с подзаголовком «Безумный weekend»), посвященный 90-летию со дня рождения великого дирижера, и ежегодный фестиваль виолончельной музыки Vivacello объединяет не столько организация самого высокого уровня, сколько возможность для столичной публики услышать известные сочинения и мировые премьеры в исполнении выдающихся музыкантов. И если виолончельный праздник стартовал уже в 10-й раз и будет охватывать крупные площадки столицы вплоть до 23 ноября, то «Безумный weekend» возник впервые – причем в необычном формате, который в полной мере оправдывал подзаголовок. 13 концертов фестиваля-посвящения прошли исключительно в Московской консерватории, где фактически всю жизнь творил Светланов.
Отдать дань уважения и памяти Евгению Федоровичу вызвались исполнители, которые неоднократно выступали с ним в разное время: Марина Домашенко, Борис Березовский, Александр Рудин, Андрей Коробейников, Вадим Репин и др. Во всех залах с полудня и до полуночи звучала камерная, симфоническая и сольная музыка, а гости могли ознакомиться с историческими записями маэстро и выставкой его личных вещей. Программа концертов имела тематические названия («Любимая Франция», «Увлечения», «Светланов – композитор») – произведения словно отражали часть жизни и биографии дирижера, его музыкальные предпочтения. В целом ни одно сочинение не было случайным, ни один концерт не казался лишним: концептуальная продуманность фестиваля принадлежала артистическому директору Марине Бауэр, наследнице завещания Евгения Федоровича.
Открытие двухдневного марафона в Большом зале консерватории носило лирический характер: Вадим Репин, Александр Князев и Андрей Коробейников блестяще исполнили фортепианное трио ля минор Чайковского «Памяти великого художника». Вечерний концерт (под номером пять) включил в себя сочинения, имеющие историю, связанную с именем Светланова. Рапсодия для виолончели с оркестром Эрнста Блоха «Шеломо» впервые прозвучала под управлением маэстро ровно 20 лет назад на той же сцене (как и сейчас, солировал Александр Князев); пьеса «Кол Нидрей» Макса Бруха была сыграна в Париже в честь 70-летия Светланова, а сюита из балета «Петрушка» Стравинского оказалась последней записью великого дирижера на диск.
На концерте за пульт Государственного симфонического оркестра, носящего имя Светланова, встал победитель одноименного конкурса дирижеров в Париже Лио Куокман. Несмотря на старания и артистизм, ему так и не удалось найти контакт с коллективом, которым уже который год умело управляет Владимир Юровский. И если досадные «киксы» духовиков можно списать на недостаточную проработку на репетициях, то любовь молодого дирижера к постоянному форте и экзальтированным кульминациям (даже в портретных сценах сюиты из балета Стравинского) казалась неоправданной. Впрочем, большой радостью для публики стало произведение самого Светланова – Поэма светлой памяти Давида Ойстраха (солист – Дмитрий Махтин).
Фестиваль Vivacello в этом году, по словам создателя Бориса Андрианова, подводит итоги за 10 лет существования. На концертах выступят участники прошлых лет, а всемирно известные музыканты проведут ряд виолончельных мастер-классов. В этот раз география фестиваля помимо столицы охватит Санкт-Петербург и Тбилиси – родину организаторов, учредителей культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Ивету и Тамаза Манашеровых. Как и прежде, масштабные мероприятия, призванные поддержать виолончельное искусство в нашей стране, выстроились по заданному направлению, главным из которых явилось обязательное наличие премьер.
На открытии юбилейного Vivacello в концертном зале «Зарядье» состоялась мировая премьера нового сочинения грузинского композитора Гии Канчели, написанного по просьбе худрука фестиваля, который и стал первым исполнителем. Пьеса «T-S-D» для виолончели с оркестром оказалась нелегким испытанием для слушателей: партитура, проникнутая песенными интонациями в духе советских фильмов, базировалась на гармониях тоники, субдоминанты и доминанты (отсюда и расшифровка названия), которые перетекали в другие тональности, казалось, целую вечность, проступали сквозь паузы и так же незаметно исчезали.
Другая премьера, российская, представляла собой типичный образец сонорной музыки. Концерт для виолончели с оркестром (2012) итальянского автора Сильвии Коласанти соединил в себе весь арсенал новейших приемов звукоизвлечения, с которыми мастерски справились Давид Герингас и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Филиппа Чижевского – главные герои этого вечера. «Танец-фантазия» грузинского композитора Бидзины Квернадзе, основанный на тематизме аджарского танца «Гандаган», прозвучал, поистине с лихвой рисуя почти наглядную картину народного веселья.
Второе отделение концерта-открытия фестиваля Vivacello собрало на сцене фестивальный оркестр виолончелистов в составе 100 человек. Предводителем этого виолончельного братства выступил маэстро Герингас, который продирижировал целой россыпью известной музыки – от «Пассакалии» Генделя до саундтрека из фильма «Пираты Карибского моря» в аранжировке для подобного состава. Не обошлось без сюрприза – под всеобщее умиление публики на сцене выступила пятилетняя Ева Никонович, которая была едва выше своей виолончели. Глядя на то, как прославленный маэстро Герингас настраивает инструмент юного дарования, становится понятно – Vivacello в скором времени воспитает не одно поколение настоящих музыкантов.
Источник: