Президент просит ОНФ контролировать расходы на нацпроекты

Следить за реализацией президентского майского указа предлагают «фронтовикам». Фото с сайта www.onf.ru

На встрече с новыми лидерами Общероссийского народного фронта (ОНФ) президент РФ Владимир Путин обратился к «фронтовикам» с просьбой: контролировать расходование средств, выделяемых на реализацию нового майского указа и нацпроектов. Сложно, однако, представить, как именно общественники будут контролировать ход исполнения президентских указов, если учесть, что большинство их направлений не имеет статистически измеряемых показателей. А за провалы в исполнении прошлых майских указов никто из чиновников не понес никакой ответственности.

«Нужно, чтобы на каждом из направлений, которое мы ставим в качестве приоритета, были достигнуты прорывные решения», – объяснил «фронтовикам» Путин. И подчеркнул, что сделать это невозможно без участия общественности.

«Перед нами стоят масштабные, просто грандиозные задачи, на реализацию которых направлены беспрецедентно большие деньги. Для меня как одного из инициаторов этих программных продуктов очень важно, чтобы все это прошло должным образом и чтобы мы просто не профукали эти деньги, добились бы значимых результатов, которые мы ожидаем от этих масштабных государственных вложений», – приводит слова главы государства Интерфакс.

На проблему контроля за расходованием бюджетных средств глава государства сетовал и днем ранее. В частности, в ходе совещания с членами правительства он подчеркивал: необходимо наладить строгий контроль за средствами, которые выделяются на исполнение майских указов и нацпроектов. «Наша задача – не освоить эти деньги, не отчитаться на бумаге, а повысить уровень жизни граждан РФ, придать новый импульс развитию экономики страны», – говорил президент (см. «НГ» от 28.11.18).

Что примечательно, он не единственный, кто говорит о необходимости следить за бюджетными расходами. Без контроля эффективности использования бюджетных средств исполнительная власть по-прежнему будет ориентирована на затраты, а не на достижение результата, сказал глава Счетной палаты Алексей Кудрин в среду в кулуарах форума «Россия зовет». Там же он отметил, что за невыполнение стратегических поручений президента у нас в принципе никого не наказывают. «Мы вообще-то слышали, что кого-то пожурили за это, кто-то лишился своего поста министра? Я не слышал об этом», – сказал он. Он, в частности, напомнил, что так и не были достигнуты поставленные еще шесть лет назад цели по увеличению инвестиций до 27% от ВВП, повышению производительности труда на 50% и созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.

При этом не очень понятно, как именно общественники будут следить за исполнением майских указов и бюджетными расходами, если даже сами чиновники признают, что это невозможно. Напомним, еще в октябре Алексей Кудрин объявлял, что две трети показателей нацпроектов не имеют статистических измерений. То есть формально их уже сегодня можно объявить выполненными. «Те паспорта программ, которые мы смотрели, 65% показателей, по которым будут мониториться, они статистически ненаблюдаемы. По ним будут готовиться специальные методики их измерения и отслеживания. Эти методики будут готовы к концу 2019 года, по некоторым в 2020 и даже 2021 году, то есть мы не всегда будем видеть полностью картину выполнения этих целей, по крайней мере в первый год точно», – замечал он. И на реализацию нацпроектов с неочевидными результатами власти намерены направить 8 трлн руб. в течение трех лет.

Об одном из примеров неизмеряемых и ненаблюдаемых показателей НГ уже писала (см. выпуск от 12.11.18). Чиновники часто рапортуют о небывалом росте так называемого турпотока, для измерения которого не существует утвержденной методики. Между тем именно этот показатель фигурирует в госпрограммах в качестве ключевого индикатора. Но чиновники в любой момент могут заявить, что турпоток вырос на 20%, на 50% или в два раза – ведь проверить это по имеющейся статистике просто невозможно. Поэтому и контролеры-общественники никогда не узнают, была ли какая-либо польза от потраченных государством триллионов.

Сомневаются в появлении реального контроля за исполнением майских указов и эксперты «НГ». «Может появиться видимость контроля. Учитывая огромный уровень коррупции в стране и большой объем серой экономики, смысл контроля теряется, ведь оба негативных фактора вряд ли будут радикально уменьшены в ближайшие годы», – замечает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. Кроме того, продолжает она, подобные заявления делаются для того, чтобы успокоить население и повысить рейтинги.

«На фоне полного отсутствия контроля можно поручить его функции кому угодно, но сам контроль от этого не появится. Вот хоть кубанские казаки будут что-то контролировать, хоть Росгвардия. Но рассчитывать на то, что этот контроль вдруг появится, как минимум странно. Если его и раньше не было, то почему он появится завтра?» – задается вопросом руководитель департамента Международного финансового центра Роман Блинов.

В теории в государстве с рыночной экономикой не чиновники и не власть устанавливают цели для общества, напоминает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Развитием движут мотивация и инициатива самостоятельных акторов общественной и экономической жизни, а государство лишь создает условия для реализации инициативы и устанавливает рамки, ограничивающие возможный вред. Функцию контроля в этом случае выполняют сама жизнь и законы рынка, не дающие реализоваться всему неэффективному и нежизнеспособному», – подчеркивает он. В РФ же все не совсем так. «В случае майского указа государство в лице президента формирует повестку и задает цели, государство в лице правительства изыскивает средства для их достижения. Естественно, что, устанавливая цели и выделяя средства, инициатор озабочен организацией должного контроля. Основной контролер у нас также государство в лице контролирующих органов», – обращает внимание аналитик.

И практика показывает, что госструктуры – не самый эффективный собственник, инвестор, организатор или контролер. «Будучи по форме общественной структурой, ОНФ по составу не сильно отличается от многочисленных ведомственных структур. Ведь это в основном те же люди, которые управляются и направляются все тем же аппаратом из той же «элиты» или «номенклатуры», – подчеркивает Калачев. 

Контроль через ОНФ – это неплохая идея, рассуждает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Ловушка только в том, что некоторые проекты, скажем, в образовании – имеют очень длинный период созревания, и заметить их прогресс можно будет только через 5-10 лет, то есть, например, когда школы окончит очередное поколение. «Потребность в контроле хода реализации нацпроектов, инициированных в майских указах президента, действительно существует. Однако глубокого аудита эффективности и отдачи от реализации нацпроектов не ведется. Цели, поставленные в нацпроектах, зачастую, расплывчаты и иногда допускают различные трактовки. Да и в целом эффект для экономики неясен», – сетует руководитель Центра аналитической информации Сергей Лысаков.

А вот авторы Telegram-каналов отмечают политическую составляющую новостей об ОНФ. «Все новые сопредседатели — люди непосредственно путинские, — пишут авторы канала «Адекват». — В целом подбор кадров соответствует приоритетам. Образование и патриотическое воспитание — Комиссаров, Шмелева, Цунаева. Здравоохранение — Рошаль. Промышленное развитие — Когогин. Интересно, что будет дальше, но вес ОНФ, скорее всего, серьезно возрастет». «После каждых выборов и после каждой значимой перестановки в Кремле в инфополе появляется тема предстоящей ликвидации ОНФ, — констатируют авторы канала «Мюсли вслух». — После президентских выборов эта тема просто не могла не появиться вновь. Прошедший съезд ОНФ показал, что, по крайней мере, до 2021 года положение останется прежним: ЕР — основная «партия власти», ОНФ — запасная. Таков главный итог съезда».

Источник: ng.ru