Прежде закаляют плоть

Тимофей Буткевич. Русские секты

и их толки. – М.: Центрполиграф,

2018. – 560 с.

Протоиерей Тимофей (Буткевич), церковный писатель и публицист, профессор Харьковского университета, был и членом Государственного совета империи. В 1909 году он издал объемную работу «Обзор русских сект и их толков», переизданную больше чем через век, под несколько сокращенным названием. В ней автор разделил секты на мистические, рационалистические и смешанные. Книга построена по академическим правилам – для начала автор объясняет, что такое секта. Православная богословская наука различает три термина, обозначающих отпадение от церкви. Ересь – осужденное церковью лжеучение, искажающее основные догматы. Раскол – также осужденное самочинное отделение, но не из-за догматов, «а по каким-либо внешним побуждениям». Понятия же секты в святоотеческой литературе не существовало. Латинское слово secta у римских авторов означало расхождение с общепринятым мировоззрением. Средневековое католическое духовенство обозначало этим термином общины, учение коих искажает догматы веры, но пока что формально не осуждено церковью. «В этом смысле слово «секта» перенесено и к нам нашими южнорусскими богословами, получившими свое образование в католических школах», – говорит прот. Буткевич.

Автор указывает на два отличительных признака русских сект. Первый – подавляющее большинство из них не самобытны, а привнесены из стран Запада, как даже и толстовство, включающее положения западноевропейских социально-религиозных воззрений, и даже духоборчество, хлыстовство и скопчество, испытавшие «пантеистическое (отождествляющее Бога и мир. – С.Ш.) влияние язычествующей в христианстве мысли». Баптизм и родственная ему так называемая штунда (народное немецкое название сложнопроизносимого «Братства друзей Божиих») проникли в Россию в 1817 году вместе с немецкими колонистами, обосновавшимися в черноморских губерниях. Пашковщина – по имени богатого помещика Василия Пашкова – оказалась в Санкт-Петербурге в 1874 году вместе с проповедником лордом Родстоком. Адвентизм (Aduentus – второе пришествие) появился вместе с американцем Ульямом Миллером в конце XIX века – всему этому есть документальные подтверждения.

Члены секты скопцов на кладбище

Морхинского селения Якутской области.

Фото 1890-х годов

Второе: из своего опыта прот. Буткевич замечает второй признак – русские сектанты только критиковали церковь, обряды и духовенство, но как только речь заходила о чем-то положительном, конструктивном, в большинстве случаев (кроме толстовства – увлечения образованных классов) не могли сказать ничего, возвращаясь к нападкам. Древняя ересь монтанизма, выродившаяся в России в секту монтанов, проникла через азиатские регионы в Симбирск, где ее около 1835 года воспринял крестьянин Василий Белопортков. «Впрочем, монтаны скоро забыли имя основателя своей секты и стали считать первоучителем Василия Никифоровича Щеглова, которого чаще называли Никифорычем». Никифорыч учил, что «каждая вещь – ложка, скамейка, данная (использованная, здесь речь идет о «срамных пирах». – С.Ш.) на грех, вознесется к Богу и расскажет, как с ней поступили… Самовар – тот же идол, который сделали израильтяне», и т.п. Монтаны отрицали брак и венчание, утверждая, что это есть «скверна» и «грех пакости», потому женатые сектанты держали супруг, исполнявших обязанности прислуги, в особой клети, а в комнатах – двух или трех девиц. «В своей жизни они в точности стараются исполнять наставления Никифорыча», – фиксирует прот. Буткевич, относя секту монтан к разряду мистическому.

Многие черты, определенные прот. Буткевичем в своей актуальной работе, можно заметить и среди современных нам сектантов. «Архангел» секты иоаннитов новохлыстовского толка, крестьянин Ярославской губернии Михаил Петров был осужден за мошенничество и обман. Один из лжеучителей иоаннитов рубежа XIX–XX веков сообщал о том, как они совращают новых адептов: «Сперва происходит обращение телесное, а потом духовное. Прежде закаляют плоть истязанием, а потом освещают духовно сношением мужчины с женщиною. Случается, что мы обращаем в нашу веру и против желания. Ведь не всякий больной признает пользу лекарственного снадобья».

Из работы о. Тимофея Буткевича видно, что с сектами в царствование Николая II, да и ранее, никто особенно не боролся. Они захватывали целые уезды, а порой – несколько, духовная консистория епархии фиксировала этот факт, посылала миссионеров уговаривать сектантов, чем дело борьбы с предрассудками и ограничивалось. Хотя кое-что так и просилось на карандаш жандармам. «Рационалистические» толстовцы, уже практически не имевшие отношения ко Льву Николаевичу, составили для простонародья род катехизиса, состоявший из 156 вопросов и уклончивых, противоречивых ответов. «22. – Есть ли у вас Царь? – Наш царь Бог, Отец, а управитель – Христос Спаситель». Как известно, веротерпимый государь поступал умнее: если баптист отказывался брать в руки оружие, его призывали на флот кочегаром. Те немногие, кто были искренни в своих заблуждениях, обеспечивали русским броненосцам исправный ход, прочие сразу просились в строевые части.         

Источник: ng.ru