В Счетной палате отметили самый высокий уровень бюджетных доходов за последние шесть лет. Фото РИА Новости
Правительство РФ уменьшило госрасходы до рекордного минимума не только за счет сокращения статей бюджетных расходов, но и за счет неисполнения уже утвержденного закона о бюджете. За последний год бюджет изъял из экономики 19,5 трлн руб., а вернул ей лишь 16,7 трлн, что стало историческим рекордом снижения госрасходов по отношению к ВВП. Этот факт был зафиксирован в январе. А в конце февраля Счетная палата подтвердила этот факт, который был достигнут рекордно низким исполнением запланированного бюджетного финансирования.
В прошлом году показатели федерального бюджета поставили несколько рекордов – как положительных, так и отрицательных, заявил глава Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин. Один из позитивных рекордов – это высокие доходы федерального бюджета от размещения средств федерального бюджета на депозитах. В 2018 году они увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом с 44,9 млрд до 68,6 млрд руб., говорится в отчете аудиторов СП.
Заметили в ведомстве Алексея Кудрина и другие, иногда рекордные, аномалии. Уровень исполнения расходов федерального бюджета РФ в 2018 году был самым низким за последние 10 лет, говорится в аналитической записке о ходе исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов РФ за 2018 год, подготовленной Счетной палатой. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 785,8 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза. При этом остатки ассигнований федбюджета увеличились в 1,5 раза.
На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 10 госпрограммам, из них по девяти – расходы исполнены ниже уровня 2017 года, уточняют аудиторы. Хуже всего исполнены госпрограммы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы (уровень исполнения в 2018 году составил 62,9%), «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» (74,4%) и «Реализация государственной национальной политики» (75,6%). Как уже писала «НГ», правительство РФ сократило госрасходы до рекордного минимума, что и стало одной из причин стагнации. За последний год бюджет вернул в экономику лишь 16,4% ВВП, хотя даже в разгар прошлых кризисов этот показатель оставался на уровне 18–20% (см. «НГ» от 22.01.19).
Счетная палата также отметила самый низкий уровень исполнения расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) за последние 15 лет, который составил лишь 81,4% от предусмотренного объема ассигнований. В результате остались неиспользованными 137,9 млрд руб. (увеличение по этому показателю за год в 2,2 раза).
По данным Счетной палаты, на начало 2019 года объем остатков средств федерального бюджета на депозитах составил 1,56 трлн руб., и это также рекордное с 2009 года значение. Большинство из них, 1,49 трлн руб., были размещены в российских рублях, остальные – валюта на 1 млрд долл.
Отталкиваясь от этих данных, аналитики стали писать о «теневой кубышке» Минфина в размере 40 млрд долл., которую вполне можно было бы пустить на реализацию отложенных социальных проектов или, наоборот, смягчить давление на население. Это деньги, которые Минфин собрал с налогоплательщиков, но не направил ни в резервы в виде Фонда национального благосостояния, ни на финансирование бюджетных расходов. По итогам года такие «свободные остатки» достигли 2,6 трлн руб., установив исторический рекорд.
Этих денег хватило бы на девять лет индексации пенсий работающим пенсионерам, которая, по оценке ПФР, стоит около 280 млрд руб. в год, или на три с половиной года финансирования всей системы высшего образования, которая сейчас обходится бюджету в 750 млрд руб. в год.
«Рост неисполненных бюджетных ассигнований связан с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс в части изменения механизма предоставления бюджетных средств. По новым правилам неиспользованные остатки бюджетных ассигнований могут быть перенесены на следующий год, именно поэтому ведомствам и регионам не надо стремиться израсходовать средства до 1 января следующего года», – пояснили «НГ» ситуацию в пресс-службе Минфина России.
«Вряд ли можно было направить на решение социальных проблем средства, расписанные по другим статьям. Бюджетное финансирование так не работает, – пояснил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Любое изменение требует отдельного решения, а это – время на мониторинг, подготовку проекта решения, рассмотрение и согласование и т.п. Тут решения даже по целевому назначению выделенных средств не укладываются в сроки, о чем особо отметила Счетная палата в качестве одной из причин низкого исполнения расходов. Что уж говорить по изменению целей расходования».
«Это уже сложившийся тренд. Тенденция с явным пробуксовыванием выполнения майских указов была и раньше, и поэтому уже, наверное, можно говорить о сложившемся тренде, а возможно, и о явном саботаже большинства указов президента страны, в которых он указывал на необходимость выполнения социальных программ и решения насущных проблем населения страны, – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов. – Размещать денежные средства на депозитах выгоднее, чем строить детские сады, ясли, школы и больницы. Значения рекордного уровня достигнуты потому, что все наши «слуги народа», наверное, очень сильно перепуганы отсутствием существенной веры в светлое будущее страны и стремятся «бороться и искать, найти и как можно быстрее перепрятать». Это неудивительно, ведь внешние источники финансирования из-за санкций перекрыты».
Есть в ситуации, по мнению эксперта, и положительная сторона. «В процессе этих депозитных игр со средствами, выделенными на реформы, социальные программы и прочие майские указы, эти итерации не привели к тому, чтобы в результате вся государственная система не вошла в состояние, когда ее уже не будет возможным взять под контроль, пускай и ручной», – говорит Блинов.
«Могу высказать предположение, что по какой-то негласной договоренности могла иметь место сознательная экономия средств и резервирование их на будущее. Прошлый год в числе прочего прошел под знаком майского указа президента, его обсуждения, формулирования и подготовки к реализации 12 национальных проектов, поиска и аккумулирования средств для их финансирования. Такая «экономия» бюджетных расходов вполне могла осуществляться в том числе в рамках резервирования непотраченных средств для их использования в следующие годы на исполнение национальных проектов», – предполагает Калачев.
Источник: