Подростковый бунт – беспощадный, но не бессмысленный

Как преодолеть подростковый бунт, сохранив с ребенком доверительные отношения, – вопрос принципиальный. Фото с сайта www.zemetchino.pnzreg.ru

Минпросвещения РФ все больше внимания уделяет родительскому всеобучу. Совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Национальной родительской ассоциацией Минпрос провел Всероссийское родительское собрание. Речь на мероприятии шла о подростковом бунте.

По большому счету это было мероприятие в копилку профориентационной работы с учащимися и их родителями. Всех их по-прежнему склоняют к тому, чтобы они сделали выбор в пользу профтехобразования. Многих это удивляет. Вот и приглашенный эксперт директор Губернского колледжа, народный учитель России Александр Лысиков, говоря о «победе» среднего образования над высшим, сдержанно заметил, что он не пребывает в восторге от этого, а всего лишь «радостен». Народный учитель рад за свой колледж. Но насколько соответствует интересам страны то, что бум высшего образования прекратился.

С другой стороны, этого и надо было ожидать. При такой-то агрессивной рекламе и при таком падении бытовой культуры общества. Тот же Александр Лысиков привел пример: половина его подопечных первый раз в жизни побывала в театре, только став учащимися колледжа. И это Подмосковье. А что говорить тогда о глубинке?

Вообще рассказ директора колледжа рождал много аллюзий с 30-ми годами прошлого века, с временами Макаренко. Работает он в той же тяжелой атмосфере. Преподавательский состав «застегнут на все пуговицы». Директор демократичен, здоровается с учениками за руку. Высшая мера наказания – не подать руки провинившемуся. Хотя директор раздал свой телефон, звонить можно ему только в самых тяжелых случаях. А они, кстати, бывают. В общем, все возвращается.

Александр Лысиков несколько озадачен, что в этом году пришли в колледж выпускники-медалисты. Такого раньше не было. В чем причины? Во-первых, из-за экономической ситуации в семье. Во-вторых, по причине того, что прежде чем стать ресторатором, нужно покрутиться на кухне и понять тонкости профессии. Ну и третий момент – знания. Они явно недостаточны, чтобы идти сразу в институт. Хотя на Всероссийском родительском собрании эксперты больше говорили не о знаниях, а об осознанности. Пока нет понимания «зачем», не придет и понимание «куда».

Примечательная деталь: связь родителей и администрации школ, родителей и учителей стала благодаря гаджетам намного интенсивнее. Косвенным образом это свидетельствует о том, что ученики колледжей еще дети. И детско-взрослые отношения здесь все те же. Поэтому и тема Всероссийского родительского собрания – как преодолеть подростковый бунт, сохранив с ребенком доверительные отношения.

Детям сегодня не хватает общения со взрослыми, заявляет Александр Лысиков. Только общение общению рознь. С нынешним поколением общаться, как раньше разговаривали с детьми, уже нельзя.

Как отмечает Юлия Старостина, кандидат психологических наук, психолог кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, нынешние родители такие же, какими были родители 10 и 20 лет назад. Все так же после того, как ребенок попал в трудную ситуацию, зачастую кричат на него: «Ты идиот?!» Сравнивают с родственниками: «Ты такой же упрямый, как твой отец!» Ни в коем случае не надо ребенка оскорблять, нарветесь на то же самое, напоминает психолог. Вместо эскалации конфликта надо стараться избежать его.

«Это только кажется, что подростковый бунт бессмысленный и беспощадный, – заступается Юлия Старостина за детей. – Он, может, и беспощадный, но не бессмысленный!» Бунт этот направлен на родителей. Подросток стремится к взрослости. Но если родители препятствуют этому естественному стремлению, ребенок бунтует. Самое важное – научиться ребенка слушать и слышать. Даже если он несет, по мнению взрослых, полную ерунду.

Вторая цель ребячьего бунта – найти себя. А как найти себя, если не ошибаться? Ребенку кажется, что все в этом мире просто, а родители все усложняют. Но он должен сам все пощупать и увидеть, где находятся пределы его возможностей и его ответственности. Если все обо всем знающий родитель начнет настойчиво стелить ребенку соломку, то вызовет еще большее сопротивление.

Вроде бы всем знакомые истины. Только почему-то со всех сторон видишь поток нахлынувших эмоций на родителя и буквально вопль родительской души: «Я же говорила! Из тебя ничего путного не получится!» То же – в учительском кабинете: «Все пойдут с крыши прыгать, и ты пойдешь?!» Ничего не меняется в родителях, считает Юлия Старостина. А надо бы уже меняться. И первое правило – научиться с ребенком разговаривать и давать ему возможность контраргументировать. А еще спрашивать, чего он хочет. Простые истины. 

Источник: ng.ru