Подержанное авто в кредит: стоит ли брать?

Банки плавно снижают ставки на автокредиты и даже предлагают тарифы без КАСКО. Водители стали чаще прибегать к схеме автокредитования при покупке легковушки на вторичном рынке. Но некоторые «по старинке» предпочитают потребительские займы. Журналисты решили разобраться, что на самом деле выгодней.

Основные драйверы спроса

Увеличение предложения «бэушек» на авторынке свидетельствует о нехватке средств не то, что на новую модель, но даже на содержание старой, говорится в обзоре портала Kazanfirst. По данным аналитиков «Автостата» и Frank RG,  в 2020-м объем займов на авто с пробегом вырос на 2%, в денежном выражении – на 11,9%. В целом в сегменте автокредитования на подержанные машины пришлось 28,5% или 21,5% — в рублевом эквиваленте. Для сравнения, годом ранее показатели составляли 26,2% и 19,2% соответственно.

Авторы исследования указывают на динамику (хотя и медленную) проникновения залогового кредитования на вторичный рынок, не имеющий льгот и субсидий от государства. Следовательно, покупатели подержанных машин начали чаще пользоваться автокредитами вместо потребительских займов.

В пресс-службе ВТБ поясняют тенденцию сотрудничеством банков с дилерами. Договоренности способствуют более выгодным условиям и удобству процесса кредитования. Клиенты могут непосредственно в салоне оформить автокредит всего по двум документам, а страховые услуги дают возможность снизить ставку. К особенностям такого займа относится обязательное наличие первоначального взноса, а залогом по нему выступает сама машина.

«Основными причинами ажиотажного спроса на подержанные автомобили в прошлом году стали нехватка новых автомобилей и колебания валютных курсов, которые привели к росту цен, — поясняет директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая.

«Вторичка» становится цивилизованней

Колебания валютных курсов не влияют напрямую на стоимость подержанных автомобилей. Однако цены на них растут не менее заметно, чем на первичном рынке. Тем более что многим россиянам новинки автобрендов не по карману: даже с заемными средствами накоплений хватает лишь на «бэушку».

По подсчетам агентства «Автостат», за год средневзвешенная стоимость авто с пробегом выросла в стране на 10% — до 550 тыс. руб.:

    в массовом сегменте – 450 тыс. руб. (+10%);
    в премиальном – 1,46 млн. руб. (+11%).

Подорожание транспорта ожидаемо отразилось и на размерах кредитов для покупки. В 2020-м средняя сумма составляла 620 тыс. руб., что на 9% выше показателя предыдущего года.

Руководитель управления продуктовой политики департамента розничного автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов говорит о росте  популярности вторичного рынка на фоне растущих цен и дефицита поставок нового транспорта. Спросу на автокредитование в данном сегменте способствует и улучшение условий. Так, Русфинанс Банк предлагает кредит на автомобиль с пробегом по ставке от 3,9% годовых.

«За последние годы серьезным образом скорректировались ставки по кредитам на рынке автомобилей с пробегом. Если всего лишь несколько лет назад ставки в этом сегменте превышали ставки в сегменте новых авто в 1,5 раза за счет более высоких рисков, то на текущий момент ставки уже все более сопоставимы с сегментом новых авто, именно за счет увеличения цивилизованности рынка и роста доли реализации авто с пробегом через дилерский канал», — поясняет Марина Дембицкая.

В ВТБ не исключают дальнейшего снижения кредитных ставок на подержанные легковушки при положительной динамике в экономике. По доступности они даже могут приблизиться к условиям кредитования для новых машин. Но все же равных требований покупателям б/у транспорта не стоит ожидать из-за высоких рисков для банков, а также наличия стимулов от государства и автопрома к приобретению нового транспорта.

Риски, требования и ожидания

Кредиты на авто с пробегом традиционно обходятся заемщикам дороже. На ставку влияют в т.ч. возраст и техническое состояние машины. Кредитные организации самостоятельно устанавливают «возрастной ценз», который может быть разным для отечественных и импортных легковушек. На размер ставки также влияет отказ от КАСКО, поскольку заемщики считают оформление страховки солидной переплатой.

Марина Дембицкая из РГС Банка поясняет высокие ставки по кредитам на подержанные автомобили высокими рисками:

    транспорт может числиться в угоне;
    находиться в залоге у другой финансовой организации;
    залоговая «бэушка» является менее ликвидным активом.

Нередко кредиторы выдвигают клиентам дополнительные условия. Не все банкиры готовы одобрять кредиты на подержанные авто китайских, индийских и других малоизвестных производителей. Также под ограничения нередко попадают российские машины старше 10 лет; модели с солидным пробегом; с низкой страховой стоимостью и большим числом прежних владельцев. В зависимости от состояния транспортного средства кредитный договор может быть заключен на ограниченный срок, тогда как первоначальный взнос потребуется выше – вплоть  до 50% стоимости движимого имущества.

Мы рассчитываем на рост рынка автокредитов в сегменте автомобилей с пробегом, ведь, согласно нашим исследованиям, 80% россиян сохранили свое намерение купить автомобиль в течение ближайшего года. При этом, несмотря на пандемию, рост цен на авторынке и снижение доходов населения, клиенты не готовы отдавать все накопления для покупки транспортного средства и активно используют кредитные предложения», — заключает Дембицкая.

Источник: uracredit.ru