Почему конституционное устройство реформируют по серым схемам

Фото агентства «Москва»

Рассмотрение в Госдуме законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» привело к результату, вроде бы уже и немыслимому. Оказалось, что есть силы, которые могут публично оппонировать Кремлю, а им за это ничего не будет. Думские единороссы, избранные от Татарстана, прямо голосуют против инициативы сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова, но фракция их за это никак не наказывает. При этом у федерального Центра нет никаких претензий и к властям самого субъекта РФ.

Когда такое открытое неповиновение остается без ответа, это только усиливает подозрение, что перед нами все-таки операция информационного прикрытия. Внимание общества отвлекается на не самую важную часть капитальной законодательной инициативы, чтобы в тумане хайпа спрятать более существенные новации. Например, проект Клишаса-Крашенинникова позволяет взять под федеральное управление большую, а главное – доходную часть страны. Для этого сделана закладка в виде тезиса о введении неких особенностей публичной власти на федеральных территориях и в столицах субъектов РФ, а также в Арктической зоне и еще, по мелочи, – в различных ЗАТО и ТОРах, иннополисах, внутренних офшорах и пр.

Единая система публичной власти, которая будет эффективно работать в интересах граждан, была внедрена в прошлом году в Конституцию по инициативе Владимира Путина. Прошло не так много времени, чтобы забыть, чем закончился пиар вокруг заботы о человеке, семье, природе и русском языке, – многодневным как бы голосованием на пеньках за поправку об обнулении сроков действующего президента. То есть это была просто классическая «мутная» схема. Система публичной власти создается по тем же серым лекалам.

Это отражается и в самом названии инициативы, и, конечно, в том, что законопроект внесли Клишас и Крашенинников, а не лично Путин. Понятно, почему повивальные отцы Конституции 4 июля и дальше продолжают работать оформителями кремлевских задумок. Но не совсем ясно, для чего заказчик требует максимальной зашифровки. Потому что это никакие не «общие принципы», а нормы прямого действия, диктуемые регионам. В «организации публичной власти» тоже есть сомнения: пока это выглядит больше дезорганизацией системы нынешней, а новой даже общего определения не дано. Да и публичности предусмотрено не слишком много. Неточным является и утверждение, что система выстраивается именно в субъектах РФ, хотя на самом деле – над ними.

Ясно, что речь идет об укреплении власти ныне правящей группы с целью и дальше держаться у руля. Возможно, это и вправду окажется для страны и народа выгодным итогом, не исключено, что такой державой, как Россия, можно управлять только так. Вопрос в том, почему же это не декларируется открыто? Наверное, потому, что длительно не сменяющаяся власть вынуждена выдавать как можно меньше конкретных обещаний и планов. Одно лишь это может снизить к ней доверие, а уж провалы с реализацией – и вовсе его подорвать. Но поскольку предпринимать какие-то действия, хотя бы для поддержания собственного статуса, надо, они все неизбежно все равно превращаются в референдумы о том самом доверии. Так что без серых схем в госуправлении не обойтись. И, кстати, референдумы, которые можно проиграть, лучше никогда не проводить. Максимум – некое общероссийское голосование.

В общем, смотрите мультик про Маугли, образы из которого любит использовать Путин. Там действует такой старый вожак Акела, который однажды все-таки промахнулся. А все потому, что слез со скалы Советов, чтобы на охоте доказать свое право править и дальше. Вместо того чтобы приказать волкам подогнать оленя прямо к месту совещания. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий