Чем это закончится?
Объединительный процесс православных церквей под эгидой Вселенской патриархии буксует: Константинополь сигнализирует, что во главе новой церкви его не устроят ни патриарх Филарет, ни митрополит Макарий (главы УПЦ КП и УАПЦ). Альтернативой им Киев предлагает митрополита УПЦ Симеона (Шостацкого). Но и он не готов возглавить новую церковную структуру.
О существовании письма от Варфоломея заявил управделами УПЦ митрополит Антоний — по его словам, УПЦ КП и УАПЦ якобы получили письмо от Фанара, «согласно которому в выборах не могут принимать участие ни Филарет, ни Макарий». Он сослался на собственные источники. Но любопытно, что в интервью BBC близкий к Константинополю архиепископ Иов (Геча) высказал, фактически, недоверие Филарету, подчеркнув, что он имеет конфронтацию с главным конкурентом, митрополитом Макарием, и напомнил, что год назад Филарет обратился к Москве за оправданием (ради снятия анафемы), «но что-то не получилось».
«Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их церквей. Мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ легитимны, потому что это было бы нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский патриархат», — пояснил Геча. «Изложенная в письме позиция отвечает виденью Константинопольского патриарха. Как и президента Украины, — сказал «Вестям» религиовед Юрий Решетников. — Значит, этот «сериал» будет продолжаться, ведь амбиции патриарха Филарета сохраняются: он обозначил их еще весной, сказав, что не видит главой объединенной церкви кого-либо еще, кроме себя. Вряд ли он покорится, хоть, конечно, и может — в любом случае, задача экзархов Константинополя в Украине по нахождению консенсуса усложнилась».
Позицию Иова (Геча) Решетников считает «личным мнением». Но политолог Кость Бондаренко называет архиепископа «весьма одиозным лицом», которое может сказать больше, чем позволяет себе Варфоломей. И в интервью прозвучали другие, болезненные для УПЦ КП посылы. Созыв объединительного Собора, по словам Иова, прерогатива не УПЦ КП, а Вселенского патриарха — именно его экзархи в нужный момент и дадут свои директивы. «Все архиереи в Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы о своем функционировании», — расставил акценты Геча. Это означает, что Константинополь сам планирует определять участие или неучастие (каноничность) каждого епископа, а раз так, то Филарет может лишиться стратегического преимущества (он декларировал участие 40 епископов от УПЦ КП против 12 от УАПЦ и «около 10» от УПЦ, что делало его лидером гонки).
Еще момент: вместо названий «Православная церковь Киевского патриархата» (предложено патриархом Филаретом) или «Украинская автокефальная православная церковь» (соответственно идея митрополита Макария) Иов назвал создающуюся церковь «Православной церковью в Украине». «Это совсем другое название. Плюс, архиепископ говорит, что наша церковь будет управляема не патриархом, а лишь митрополитом, т. е. речь де-факто о создании в Украине митрополии, и новая структура будет независимой от Константинополя лишь формально», — сказал «Вестям» политический эксперт Алексей Якубин. Решетников, впрочем, объяснил последний тезис дипломатическим этикетом, принятым на Фанаре. «С точки зрения Константинополя, «патриархатом» является только он, и к остальным иерархам, независимо от их сана, Варфоломей обращается словами «Ваше Блаженство», т. е. по чину митрополита, — уточнил религиовед. — Впрочем, если исходить из здравого смысла, то Варфоломей и не может исходить из украинских интересов, ведь у него есть интересы Константинопольского патриархата. Изначально ведь говорилось, что не стоит гадать, будет ли в Томосе отражена желаемая для Киева «патриаршая» модель или нет. Пока не будет документа — говорить о чем-либо рано».
С «церковно-политической» точки зрения, посылы, переданные Константинополем Киеву, можно читать как менторские. «Архиепископ Иов передал четкий посыл: вы нас активно приглашали, вы согласились играть в нашу игру — и теперь угодили в наши же силки», — утверждает Якубин. Показательно, что в УПЦ КП предпочли оставить интервью вовсе без комментариев, ответив лишь на вопрос о послании, якобы писанном Варфоломеем для УПЦ КП и УАПЦ, назвав его «информационным вбросом». «Быть кандидатом или нет, т. е. согласиться принять выдвижение или отказаться, — личное каноническое и статусное право патриарха Филарета. Никакого запрета на выдвижение с какой-либо стороны нет и быть не может. Есть обмен мыслями как часть нормального процесса, направленного на достижение общей цели — лучшего будущего для церкви в Украине», — отметил спикепр УПЦ КП, архиепископ Евстратий Зоря, подчеркнув, что выдвижение кандидатур и сам процесс выборов состоится только лишь на Соборе, и до него любые обсуждения будут неуместными.
Важно, что при неучастии (возможном) в объединительных процессах патриарха Филарета и митрополита Макария открывается ниша для менее популярных в церковном мире иерархов. По данным «Вестей», Банковая активно продвигает на должность предстоятеля будущей церкви митрополита УПЦ Винницкого и Барского Симеона.
«Но он не готов уходить из канонической УПЦ, пока не будут соблюдены все каноны. Опасается, как бы все процессы по объединению не получили в итоге обратную силу, — Варфоломей как даст автокефалию, так послезавтра и заберет, а Симеон останется в неканонической структуре, — пояснил «Вестям» источник в УПЦ, знакомый с внутренними «течениями». — Ведь Фанар не соблюдал процедуру даже в моменте возвращения Филарета в лоно церкви: тот должен был написать покаянное письмо в РПЦ, чего так и не сделал».
На сайте Винницкой епархии УПЦ «Вести» нашли сообщение пресс-службы Симеона, из которого понять, собирается ли тот быть кандидатом или нет, непонятно. «Митрополита Симеона упрекают хорошими отношениями с властью. Но разве это недостаток? Слава Богу, благодаря владыке Симеону у Винницкой епархии абсолютно нормальные отношения и с властью, и с обществом, и с представителями других конфессий», — говорится в сообщении. Показательно, что сам Симеон является влиятельным иерархом в УПЦ (четыре года назад, на выборах нового предстоятеля, он занял третье место). С ним, к примеру, водит дружбу наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел.
«Как бы АП ни хотела «втиснуть» Симеона на эту должность, мы еще не слышали его позицию: он-то прекрасно понимает риски, которые возникнут для него после Синода в Минске (на нем РПЦ объявила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. — Авт.), — пояснил «Вестям» Якубин. — А расчет власти вполне понятен: без канонической УПЦ «склеить» новую структуру совершенно невозможно».
Еще один вопрос — смысл недавнего визита президента в Стамбул, его встречи с патриархом Варфоломеем и подписание некоего Соглашения между Украиной и Вселенским патриархатом. Текст этого документа не показала ни одна из сторон, а Банковая высказывается о нем исключительно устами советника президента, директора Нацинститута стратегических исследований Ростислава Павленко (он ответственен за процесс получения автокефалии).
«Это документ о поддержке создания единой поместной православной церкви… Государство, со своей стороны, своими силами и в рамках действующего законодательства содействует этому процессу. А Вселенский патриархат будет содействовать, прежде всего, связями своей церкви со Вселенским православием», — пояснил сам Павленко на брифинге в АП. Он также сказал, что церковь будет полностью независимой («есть четкая фиксация, что речь об автокефальной церкви») и что большинство церквей заняли по украинскому вопросу нейтрально-выжидательную позицию.
«Но если после устных договоренностей через какое-то время возникает необходимость в письменных гарантиях — это свидетельство недоверия сторон, а значит, что-то идет не так, — считает отец Александр Бахов, глава Синодального юротдела УПЦ. — Не удивительно, что, если учитывать недоговороспособность Филарета и Макария, а также отсутствие поддержки со стороны УПЦ, есть риск, что новосозданная ставропигия Константинопольского патриархата так и останется ставропигией. А просили-то автокефалию!»
А Кость Бондаренко обратил внимание на слова о «законности» участия государства в процессе. «Петр Порошенко и прочие политики уже окончательно перегнули палку, вторгшись в несвойственную им сферу и превысив полномочия, — пояснил политолог «Вестям». — Во-вторых, советник президента рассказал, что Варфоломей не собирается приезжать в Киев на объединительный Собор, который сам же и «продюсирует». А это означает, что Вселенский патриарх прекрасно понимает, что в объединении такого рода есть политический подтекст, и не хочет повторить судьбу одного из своих предшественников, патриарха Василия, который под давлением Кемаля Ататюрка и СССР согласился признать Обновленческую церковь в советской России».
Источник: from-ua.com
Источник: