Несмотря на то, что Россия — одна из стран с самым дешевым бензином, любое повышение цены воспринимается обществом как нарушение социального контракта и резко поднимает социальную напряженность. В некотором роде повышение цен на бензин даже хуже, чем пенсионная реформа, так как пенсия — это нечто абстрактное и далекое, находящееся далеко за горизонтом реального планирования рядового россиянина (который составляет примерно 6 месяцев), а рост цен на бензин вызывает конкретные приступы ярости при расставании с деньгами при каждой заправке.
Вопрос о повышении цен на бензин является, по сути, политическим вопросом. В нем, как в капле воды, отражается закулисная (но от этого не менее острая) дискуссия о том существуют ли нефтяные компании для того чтобы поддерживать государство или российское государство и общество существуют исключительно для того чтобы обслуживать конкретные нефтяные компании. Особую пикантность этой дискуссии придает тот факт, что большая часть нефтяных компаний является квазигосударственными, но сейчас они фактически поднимают бунт против правительства исходя исключительно из своих шкурных интересов.
Компании требуют немедленного повышения цен на бензин на 5 рублей за литр и жалуются на то, что фиксация цен на топливо уже привела к тому что они потеряли более 150 миллиардов рублей. Проблема в том, что те самые 150 миллиардов — это не убытки, а недополученная прибыль из-за невозможности продавать в России бензин по европейским ценам, то есть использование этой аргументации в дискуссиях с правительством — это признак просто необузданной корпоративной жадности.
Власть, в лице правительства, показала нефтяным баронам не кнут и пряник (как у нас, к сожалению, принято), а кнут побольше и кнут поменьше. Премьер Медведев перешел на язык прямых угроз, обозначив перспективу введения заградительных пошлин на экспорт нефти, в том случае, и нефтепродукты, если нефтяные компании не решат проблему повышения цен на бензин. «Буквально в ближайшее время придется подписать решение о том, чтобы ввести запретительные пошлины на нефтепродукты и нефть для того, чтобы ситуация на рынке была более стабильной», предупредил премьер-министр.
На этом фоне, предложение вице-премьера Козака о введении лицензий на экспорт, которые будут выдаваться только тем компаниям, которые выполняют квоту по поставкам на внутренний рынок, смотрится намного более мягко, хотя и болезненно для финансовых амбиций капитанов нефтяного бизнеса. Перед руководством нефтяных компаний сейчас стоит выбор: согласиться на схему с лицензиями или попытаться «сыграть в ковбоев» с премьером в надежде на то что у него не хватит смелости, сил и административного ресурса для того чтобы ввести запретительные пошлины.
Выбор между гордостью и благоразумием вроде очевиден, но практика показывает, что благоразумие не является сильной стороной многих менеджеров. Вопрос лишь в том, потребуется ли в очередной раз личное вмешательство президента для того чтобы объяснить «нефтяникам», что даже самые большие и влиятельные нефтяные компании существуют для государства и общества, а совсем не наоборот.
Источник: universe-tss.su
Источник: