Педагогике нужна интеграция с философией и нейронауками

Педагогика – это, прежде всего, наука практическая. Фото PhotoXPress.ru

Сразу на нескольких научных и экспертных площадках – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образовательной политики «Эврика», заседание клуба «Норма и деятельность» – прошли мероприятия, где дискутировали на «вечную» тему: что должна изучать современная педагогика.

Эксперты отмечают, что деятельность молодых исследователей из ведущих столичных университетов в значительной степени синхронизирована с мировой повесткой. В то же время многие научные школы еще живут в замкнутом информационном пространстве, считает директор Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Важно, чтобы специалист в образовательной области вне зависимости от места работы мог легко включиться в коммуникацию с коллегами из столицы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов России.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов называет следующие ключевые тренды исследовательской повестки в области педагогики сегодня. Прежде всего – неравенство в обучении детей. Дети очень разные, и у нас нет универсальных методик их обучения. Второй – неравенство социальное. Третий – возрастание роли образования в современном мире. И наконец – спекуляции на тему цифровизации образования. Некоторые родители, согласно опросам, считают, что цифровизация уничтожает систему обучения. Но внедрение цифровых технологий в сфере образования и необходимо, и неизбежно, по мнению Болотова.

В институте «Эврика», которым руководит Александр Адамский, выступил главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) Владислав Сериков. Он проанализировал критерии эффективности и неэффективности ведущихся педагогических исследований. По его мнению, эффективные исследования отличаются доказательностью, прогностичностью, востребованностью, ясностью идеи, а главное – открытием новых ресурсов для практики. Все это способствует позитивным изменениям в педагогическом мышлении. Эксперт подчеркнул практико-ориентированный характер таких работ.

Конечно, считает Сериков, есть объективные причины появления неэффективных исследований. Они связаны с тем, что в педагогике сложно провести эксперименты с надежным результатом, чтобы доказать выдвинутую гипотезу.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин уверен, что именно эксперимент должен составлять основу педагогического исследования. У нас не хватает фактических, эмпирических исследований о реальностях образования. И педвузы должны готовить людей с исследовательскими навыками, считает Фрумин. Цель педагогических исследований – задавать конкретные ориентиры для педагогов-практиков.

Эту позицию разделяет и главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО Михаил Богуславский. По его мнению, в настоящее время для педагогических исследований требуются заказчики и потребители. Но их мало.

А вот по мнению главного научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО Михаила Кларина, научное знание самоценно. Но единого образца для идеальных педагогических исследований не существует. Будущее – за комплексными исследованиями, в которых педагогика интегрирована с философией, нейронауками, изучением новых областей образовательных практик, в том числе столь популярных нынче практик личностного роста.

Профессор Московского городского педагогического университета (МГПУ), президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева убеждена, что сейчас мы переживаем переходный период, когда наступило время концептуальных исследований, которые лежат даже не в плоскости педагогики, а в области философии образования. По ее словам, в настоящее время идут поиски в создании концепции современного человека – так называемой расширенной личности эпохи интернета, которая будет оформлена как новое «сущее», задавая новые ориентиры для педагогических исследований.

Заведующий кафедрой образования и педагогических наук ЮФУ Александр Бермус констатирует, что наряду с «полевой» наукой, которая решает актуальные задачи «здесь и сейчас» (например, религиозные традиции в образовательном пространстве, применение цифровых технологий), должны быть стратегические исследования, предметом которых могут стать проблемы государственного и международного масштаба как ответ на глобальные вызовы. Но для того, чтобы преодолеть кризис в педагогической науке, необходимо избавиться от опасных мифов – таких как «советская школа была самой лучшей», или другая крайность – идея о всесильной технологической революции, которая перевернет всю систему образования.

По мнению Александра Адамского, жизнь такова, что исследовательскую деятельность следует обсуждать как массовую, которая требуется практически каждому выпускнику школы для позитивной социализации и преадаптации в мире без определенного будущего. Кстати, современная классификация педагогов включает в себя и такую категорию, как педагог-исследователь. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий