Патриархат для Украины как навязчивая идея

Филарет готов выдать компромат на оппонентов, лишь бы не расстаться с патриаршим куколем.
Фото со страницы патриарха Филарета в Facebook

Глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) верховный архиепископ Святослав Шевчук приглашен на совещание к папе Римскому Франциску. Понтифик будет общаться с лидером украинских униатов на следующий день после того, как примет президента России Владимира Путина. Шевчук намерен обсудить с папой проблему признания за главой УГКЦ сана патриарха.

Конечно, об этом грекокатолики заговаривают со святым отцом едва ли не каждый раз, когда посещают Ватикан. Такая уж сложилась традиция. Сами лидеры УГКЦ называли и называют себя патриархами, что нынешний, Святослав Шевчук, что предыдущий, Любомир Гузар.

На этом можно было бы не сосредоточиваться, если бы слова об униатском патриаршестве не совпали по времени с драматичным развитием в лоне национально  ориентированного православия в Украине. Филарет (Денисенко), которого после создания Православной церкви Украины оставили в качестве «почетного патриарха Киевского», после полугодичных терзаний не выдержал, сбросил с себя тягость этого «почета», который больше смахивает на почетную пенсию, или, как говорят в церковной среде, уход на покой.

Филарет собрал то, что он называет «Поместным собором» из остатков своей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), то есть ему лично преданных до конца соратников. Это собрание объявило о восстановлении Киевского патриархата, казалось бы, надежно схороненного от глаз Вселенского патриарха Варфоломея, который ревниво следит за тем, чтобы данная им автокефалия не вышла из украинских берегов. Вслед состоялся Синод ПЦУ, который в полной мере отправил на покой Филарета, лишив его, пока формально, права распоряжаться собственностью Киевской епархии ПЦУ. Соратников Филарета Синод и вовсе отлучил от церкви. Похоже, что большинство епископов и священников решили связать свою судьбу с главой новой автокефальной церкви митрополитом Киевским Епифанием (Думенко) и остались верны ему. Некоторые из них, ранее приближенные к Филарету, принялись причинять «старцу» мелкие неприятности, например заблокировали сайт УПЦ КП.

Филарет отплатил бывшим собратьям той же монетой. Он начал утверждать в интервью, что патриарх Варфоломей требует от новой церкви передачи ему храмов и монастырей в Украине, а если это невозможно – большой денежной компенсации. Мятежный патриарх утверждает, что в Константинополе запросили 28 млн долл.  ежемесячно. Уколол Денисенко и своего бывшего протеже, а ныне счастливого соперника: он публично подтвердил давно ходившие по Киеву сплетни, что Епифаний – внебрачный сын одного из епископов Киевского патриархата.

Конечно, в Греко-католической церкви Украины царит совершенно другая атмосфера. Здесь нет видимой междоусобицы, хотя это и не значит, что нет проблем. Грекокатолики чувствуют некую «ущербность» от того, что их достаточно крупная церковь не имеет в официальной табели о рангах Ватикана такого же статуса, что и микроскопические униатские патриархаты Востока.

«Для нас патриархат – это не только какой-то титул или звание, а прежде всего способ существования», – сказал Святослав Шевчук в интервью Религиозно-информационной службе Украины. Его аргументация сводится к тому, что УГКЦ по факту построена как патриархат. Духовный центр в Киеве избирает епископов даже за границей, и папа Римский их только утверждает. Далее Шевчук сказал, что миро для приходов УГКЦ во всем мире освящается тоже в Киеве.

Кстати, это болезненные вопросы для украинского православия. Среди упреков, которыми Денисенко осыпал новую автокефалию, было то, что юрисдикция ПЦУ не распространяется на зарубежные епархии, а миро для Украины присылают из Стамбула. В том, что Шевчук акцентировал внимание на этих моментах, можно разглядеть тонкую шпильку для Филарета.

Но есть у грекокатоликов и национально настроенных православных священнослужителей и общее больное место. В духовных центрах, которым они предались в поисках покровительства, упорно отказываются признавать, что Украина достойна той степени самостоятельности, которая предполагает патриаршество.

А для украинских активистов-патриотов это крайне важно. Патриаршество для них – способ «сравняться» с соседней Россией. Филарет в последние дни несчетное количество раз повторял, что у Москвы, дескать, есть патриархат, а ПЦУ под давлением Варфоломея от него отказывается и уже имеющегося патриарха стесняется, на совместных с греками мероприятиях заставляет снимать куколь.

У грекокатоликов патриаршество тоже сокрытое. «Это уже наша традиция, потому что народ имеет право на это – молиться за патриарха, – ответил Станислав Шевчук на вопрос РИСУ о том, почему за богослужениями в УГКЦ его поминают как патриарха. – И это право никто у него не может забрать. Кроме того, такая терминология соответствует нашей славной церковнославянской традиции, ибо терминология верховного архиепископства происходит из греческого мира и не совсем соответствует нашим реалиям. Поэтому люди так молятся, потому что так понимают, кем является их глава, поэтому им нельзя этого запретить». То ли по совпадению, то из желания сохранить баланс папа Франциск, как уже было сказано, пригласил делегацию украинских униатов на следующий день после общения с президентом России. Для гостей торжественное признание Франциском патриаршества в такой ситуации стало бы красивым символом.

Правда, понтифик так давно балансирует между Россией и Украиной, что на прорыв надежды мало. Немногим более перспектив и у «воссозданного» Киевского патриархата. Скорее всего мечты и Шевчука, и Филарета останутся мечтами. Хотя это соревнование, которое сейчас выглядит безнадежным, немаловажно для взаимоотношений двух общин. После того как бывший президент Украины Петр Порошенко связал с национальным православием, то есть ПЦУ, будущее украинской независимости в ее борьбе с «имперскими притязаниями» России, грекокатолики в этом политическом проекте оказались на втором плане. За пять лет они утратили то пропагандистское преимущество, которое заработали на баррикадах майдана. Все-таки уния остается верой меньшинства украинцев. Патриаршество могло бы дать новый импульс УГКЦ в борьбе за место ведущей силы украинского национализма.

Источник: ng.ru