Самолет Красного барона в Тегеле. Фото со страницы аэропорта Тегель в Twitter
Случилось так, что я подъехал в берлинский аэропорт Тегель за несколько часов до отлета моего самолета в Москву. Попытавшись найти место, чтобы перекусить, я случайно заметил красный аэроплан времен Первой мировой войны, паривший над головами пассажиров. Чуть ниже я увидел надпись витиеватой готической вязью Red Baron. Я помнил, что Красным бароном называли легендарного немецкого летчика времен Первой мировой. С большевиками этот летчик ничего общего не имел. Он действительно был бароном и летал на истребителе, выкрашенном в красный цвет. Манфред Альбрехт Фрайхерр фон Рихтгофен считается лучшим асом Первой мировой за 80 сбитых самолетов противника (преимущественно англичан). Прозвище Красный барон он получил после того, как ему пришла в голову идея покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего боевого самолета Albatros D.V, затем Forrer Dr.1. Погиб барон 21 апреля 1918 года, когда, преследуя противника, попал под плотный огонь британских зениток.
Для сравнения, статистика свидетельствует, что на 150 летчиков-истребителей в России было 26 асов, уничтоживших в общей сложности 188 самолетов противника. Такой порядок все-таки дает представление о боевых качествах Красного барона.
Красный барон. Фото 1917 года
Ресторан оказался вполне приличным (подавали даже дичь), и в меню красовался портрет барона в романтическом бушлате с крестом за отвагу Pour le Merite на шее. Этот орден был учрежден в 1740 году прусским королем Фридрихом Великим, который дал ему французское название, поскольку это был основной язык прусского двора того времени. Изначально «Pour le Merite» награждались как военные, так и гражданские заслуги. В январе 1810 года Фридрих Вильгельм III постановил, что этот орден может вручаться только военным.
Эти подробности я привожу не только потому, что барон действительно был человеком заслуженным, но и потому, что владелец ресторана, наверное, руководствовался не только маркетинговыми, но и патриотическими соображениями, давая ресторану такое имя.
Понятно, что история Второй мировой войны для немцев связана с преступлениями нацистов и поэтому никому не приходит в голову почитать героев тех битв, хотя, наверное, таковые, если исходить из чисто военного понимания сражений того времени, также имелись (достаточно вспомнить, например, Лиса пустыни, немецкого генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля, командующего войсками Оси в Северной Африке, которого Уинстон Черчилль, выступая в Палате общин, назвал «великим полководцем»).
Но тень прошлого настолько доминирует над подавляющим большинством немцев, что даже современные политические баталии во многом психологически связаны с ним. Здесь достаточно упомянуть миграционную проблематику. Денацификация, проведенная на территории Германии, сегодня привела к тому, что даже неприязнь к выходкам мигрантов здесь стараются скрывать, чтобы не быть обвиненными в расизме. Поэтому в поле зрения остаются герои, пусть и тоже проигранной, Первой мировой.
Медаль Нестерова. Фото 1994 года
Я разместил в Facebook и снимки самолета, да и историю барона, поскольку полагал, что предприятия общепита более чем памятники подходят и для воспитания подрастающего (и уже достаточно зрелого) поколения, и для сохранения памяти о прошлом. И посетовал на то, что в России такой формой пока пренебрегают. Ведь, на мой взгляд, герой должен быть прежде всего общедоступен.
Тут-то я нарвался на гневную отповедь одного весьма мною уважаемого профессора. Он напомнил мне о русском летчике тех времени Петре Николаевиче Нестерове, в честь подвига которого, совершенного 26 августа 1914 года (первый воздушный таран в истории боевой авиации), была учреждена в 1994 году медаль Нестерова. Этой медалью награждаются военнослужащие Военно-воздушных сил, авиации других видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, летный состав гражданской авиации и авиационной промышленности за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, при участии в учениях и маневрах, за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке, за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения.
Но кто помнит Нестерова, кроме специалистов. А Красный барон увековечен не только в названиях ресторанов, но и в одноименном фильме, который вышел не так уж давно – в 2008 году.
Наверное, медали нужны. Как необходимы и памятники, если они только не служат декорацией парадным мероприятиям. Но для сохранения памяти нужна прежде всего живая жизнь. А где больше такой жизни для современной молодежи, как не в кафе, где есть возможность перехватить чашечку кофе, или в другом доступном для повседневного общения месте.
Источник: