Магия особенного места: остров Ольхон на Байкале.
«А как же вы без солнца?» Удивление как русских, так и иностранных собеседников было чаще всего одинаково неподдельным, когда мы рассказывали о том, куда отправились летом 2018 года. Как будто в Сибири не бывает солнца!
Но недоумение вызывал, конечно, тот факт, что мы с женой решили в этом году провести наш отпуск на рельсах – точнее говоря, в поездке по Транссибу. «Но вы же наверняка взяли туристический поезд с экскурсией?» Как будто именно так можно познакомиться со страной и населяющими ее людьми!.. В общем, мы поехали «обычным способом»: почти три недели, подарившие нам много добрых встреч, интересных остановок и ответвлений, чтобы посмотреть бесподобные места.
И ведь мы действительно поехали не из чувства долга, ибо посол должен узнать принимающую его страну в том числе и за пределами столицы. Это был не более чем дополнительный стимул. Ведь прежде всего мы исполнили свою юношескую мечту: однажды проехать прямо-таки бесконечные просторы этой огромной, великолепной страны по железной дороге.
Появление этой мечты во многом объясняется тем, когда и как мы росли: ведь в те времена реалии холодной войны уверенно подпитывали страхи, что «советские войска завтра через Северогерманскую низменность придут к нам». Но в то же самое время люди, в том числе и на западе Германии, испытывали глубокую симпатию к России, ее богатой культуре и потрясающей природе, а также особое уважение к нередко столь тяжелой судьбе ее жителей.
Так думали не только те, кто читал Достоевского, Пушкина или исторические источники, – нет, это была массовая популярность, которую символизировали казачьи хоры и фильм «Доктор Живаго», изображения собора Василия Блаженного, широких волжских плесов и березовых рощ в тайге. Эта картина, возможно, была несколько приукрашена излишним романтизмом, но она порождала широкую симпатию.
Вот так у нас уже давно, еще до того, как мы в 2014 году переехали в Москву, возникло желание узнать Россию ближе – в сочетании с мечтой однажды проехать по Транссибу. Так что не без оснований многие германские турфирмы предлагают подобные туры. Однако мы предпочли организовать наше путешествие самостоятельно, передвигаясь обычным поездом и ночуя в нем.
«Берите с собой побольше чтива!» – таков был один из советов, которые мы слышали накануне поездки. Не сказать, чтобы этот совет был совсем бесполезным – но насколько же захватывающими были виды из окна поезда еще на Дальнем Востоке, где дорога нередко часами проходит по величественной, нетронутой природе. Безлесные болотные ландшафты далеко просматриваются, железнодорожная магистраль взмывает над реками, течению которых не препятствует ничто рукотворное. И на каждой остановке приходит в голову мысль: «Какого труда стоило человеку отвоевать это место у природы, создать здесь условия для жизни?»
Скульптурная композиция Эрнста Неизвестного
«Маски скорби: Европа – Азия» на мемориале
памяти жертв политических репрессий под
Екатеринбургом. Фото автора
Мы ехали с востока на запад – из Хабаровска, потому что с Владивостоком уже были знакомы. Насколько же впечатляющими были виды с высокого берега Амура, плавание по этой реке на теплоходе! Нашей первой остановкой был Улан-Удэ. Там мы съездили в Иволгинский дацан, центр буддийской культуры Бурятии, и в деревню староверов, сохранивших уклад своего особенного быта. Вместе с ними мы обедали, пели песни, смеялись.
Озеро Байкал скрылось за туманом, когда мы ехали вдоль его берега, поэтому больше в глаза бросалось наследие социалистических времен. Тогда при строительстве, очевидно, меньше всего внимания уделялось тому, как оно впишется в этот особенный, уникальный ландшафт.
А потом вдруг непредвиденная остановка, казалось бы, в чистом поле – или так и планировалось?.. В любом случае нас уже ждали «дикие» торговцы, чтобы предложить снедь, которую мы всегда покупали с удовольствием, – пироги или сушеную рыбу. Но самыми вкусными были ягоды, собранные в окрестностях.
Вежливую настойчивость проявляли и проводники поезда: после смены они каждый раз осведомлялись, не хотим ли мы чая или приобрести сувенир. Мы не хотели, но в целом оценили внимательность и любезность персонала, как и вообще уровень обслуживания на железной дороге: пунктуально, надежно, аккуратно. А здания вокзалов, некоторые из которых очень красивы, всё обновляются и обновляются.
Особенно запомнилось знакомство с официанткой вагона-ресторана. Мы ждали уже 45 минут; гости, пришедшие после нас, уже давно поглощали свои заказы, и одного моего взгляда в ее сторону было достаточно, чтобы получить отповедь: неужели я считаю, что она может со всем справиться? Ведь она здесь одна! Но потом она все равно весьма любезно пригласила нас на свою кухню и показала домашние колбаски.
Самый красивый пейзаж? Каждый из них достоин этого звания… Взять хотя бы озеро Байкал, которое уже успело произвести на нас особенное впечатление: один раз зимой, а теперь еще и летом. В этом есть что-то магическое, когда ветер шумит над цветущими степными травами острова Ольхон, и вместе с ним ваш взгляд уносится на далекие горы на другом берегу озера. Величавый покой этого просторного ландшафта с его многообразием красок в сиянии солнечного света или за пеленой дождя оставляет непреходящие воспоминания.
Дальняя перспектива – больше всего она впечатлила нас, пожалуй, в Тобольске, когда мы стояли на холме местного кремля. Мы смотрели, как за Иртышом солнце заходит в практически бесконечную даль Сибирской равнины, когда за нашей спиной начали звонить церковные колокола.
Незабываемые ощущения иного рода подарили нам Томск с его замечательной деревянной архитектурой и динамичный, современный Новосибирск. Там нам представилась возможность совершить по Оби прогулку на катере и отметить таким образом годовщину нашей свадьбы в компании молодых дедушек и бабушек, нянчившихся с внуками, и беззаботной молодежи.
Наше путешествие завершилось на Урале, где нас ждало небольшое разочарование. Урал, как нас учат, образует границу между Европой и Азией, но в Екатеринбурге этого почти не заметно. Горы эти настолько древние, что давно уже сгладились. Зато мы узнали кое-что новое, что нас порадовало: оказывается, Георг Вильгельм де Геннин, один из двух основателей города, наш земляк. Он родился в Зигене, в Вестфалии, откуда родом и я сам.
Что еще важнее для многогранных взаимоотношений между нашими странами: Екатеринбург был одной из центральных точек длительного путешествия, в ходе которого естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт в 1829 году по поручению царя полгода исследовал Сибирь и сделал во время этой экспедиции важные открытия. Он проехал более 15 тыс. км и встретил в пути свое 60-летие.
В 2019 году мы будем отмечать 250 лет со дня его рождения – в том числе в России, включая Сибирь, которая восхищала Гумбольдта не меньше, чем нас с женой во время нашего путешествия.
Источник: