Международные аудиторы представили исследование экономики российского футбола, где зафиксирован рекордный уровень посещаемости матчей. За год она выросла на четверть. Но до превращения российского футбола в самостоятельный бизнес по западному образцу еще очень далеко. Львиная доля доходов российских команд – это спонсорские выплаты и целевые дотации, которые включают бюджетные вливания и средства госкомпаний, отмечают аудиторы. А выручка клубов от продажи билетов и прав на трансляцию в сумме еле превышает 10% от общих поступлений, тогда как в Европе эти статьи доходов являются основными.
За 2017 год футбольные клубы из российской Премьер-лиги (РПЛ) заработали почти 57 млрд руб. Годом ранее, в 2016-м, клубы заработали около 63,3 млрд руб.
Расходы футбольных команд за тот же период составили 58,5 млрд рубл. Таким образом совокупные убытки российских футбольных клубов в сезоне 2017/18 года достигли 1,7 млрд руб. «Основной причиной отрицательного финансового результата в 2017 году стало сокращение доходов клубов, не связанных с коммерческой деятельностью. В то же время общий уровень расходов остается почти стабильным, что связано в первую очередь с долгосрочными контрактными обязательствами клубов», – отмечают аналитики PricewaterhouseCooper (PwC).
В общей структуре доходов большая их часть приходится на спонсорские выплаты – 29,5 млрд руб., или 52% всех доходов. Целевые поступления за 2017 год составили 8,6 млрд руб., или 15%.
Динамика общих доходов клубов РПЛ, млрд руб. Источник: PricewaterhouseCooper
Доходы команд от продажи билетов и мероприятий в дни матчей куда скромнее. Они составили 4,4 млрд руб. – 7,7%. Продажа прав на трансляции матчей РПЛ принесла скромные 2,6 млрд руб. (4,6%). Поступления от Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) эксперты PwC оценили в 4,3 млрд руб. (7,6%). Прочие доходы составили 7,4 млрд руб., и они стабильно сокращаются, следует из их исследования. В прочие доходы клубов входят доходы от трансферной деятельности, операций с недвижимостью и прочей деятельности, не связанной с футболом, уточняют исследователи.
И, несмотря на в целом отрицательный финансовый результат, появление новой футбольной инфраструктуры и благодаря работе с болельщиками клубы РПЛ демонстрируют прирост доходов от продажи билетов, замечают экономисты. Так, по итогам сезона 2017/18 суммарная выручка клубов РПЛ составила 3 млрд руб. Для сравнения: годом ранее клубы заработали на билетах менее 2 млрд руб. При этом 42,2% пришлось на продажи билетов на матчи российской Премьер-лиги, 23% пришлось на абонементы, 19% билетов – на матчи Лиги чемпионов, 15% – на матчи Лиги Европы. К слову, продажи билетов на матчи Кубка России в 2017 году не дотянули и до 1%.
В целом посещаемость матчей в прошлом сезоне увеличилась почти на четверть, сообщают аналитики. В среднем на игру приходит около 14 тыс. болельщиков. «Это самый высокий показатель за последние 10 сезонов», – замечают эксперты, полагая, что причина роста интереса к матчам – строительство новых стадионов и проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Тем не менее это довольно низкий показатель, если сравнивать его с западными клубами. Так, средняя посещаемость английских стадионов превышает 50 тыс. зрителей.
Стоит отметить, что уровень посещаемости матчей у различных клубов заметно варьируется. К примеру, «Зенит» в сезоне 2017/18 увеличил посещаемость на 174%, а средняя заполняемость стадиона составила почти 80%. Чуть ниже «загрузка» у «Краснодара» и «Ростова» – 74% и 71% соответственно. Средняя посещаемость матчей московского «Спартака» составила 67%, что на 5,4% ниже показателей 2016 года. В целом же средняя заполняемость арен клубов РПЛ варьируется от 50% до 30%.
Нельзя сказать, что убытки для российских клубов – какое-то уникальное явление. Экономисты PwC анализируют показатели РПЛ с 2013 года, и положительный финансовый результат за этот период отечественные футбольные клубы показывали лишь однажды – в 2016 году. Тогда РПЛ заработала около 3,2 млрд руб. Для сравнения: в 2013 году убытки клубов составили 3,7 млрд руб., в 2014-м – 8 млрд, а в 2015-м – рекордные 9,4 млрд руб.
Явный тренд сезона 2018/19 – это заметное увеличение посещаемости, говорит глава компании ProSportsManagement Герман Ткаченко. «Импульсом для этого роста можно считать и ЧМ-2018, и появление новой инфраструктуры. И это в целом обнадеживающие факторы», – указывает он. Тем не менее пока что футбольный бизнес в РФ убыточен. «Проблема в монополизме медиакомпаний. Ситуация может измениться, когда на этот рынок придут гиганты вроде Google, Yandex, «ВКонтакте, – они смогут бросить вызов медиакомпаниям и сбалансировать доходную часть рынка, которая сейчас непропорциональна, в первую очередь из-за монополии в медиа», – сообщил Ткаченко «НГ».
Действительно, если в РПЛ доходы от трансляций составляют около 4% в бюджете, то среди европейских команд этот показатель заметно выше – в среднем чуть менее 40%. К примеру, в английской Премьер-лиге продажа медиаправ обеспечивает чуть ли не половину доходов. Совокупно английские клубы только в 2016 году заработали 2,3 млрд евро. В среднем на клуб пришлось около 113 млн евро. Итальянская футбольная лига заработала на продаже трансляций свыше 1 млрд евро, испанская – около 930 млн евро, следует из анализа аудиторской компании KPMG.
Стоимость медиаправ в российском футболе ниже, чем в лигах «средней руки» вроде Португалии (122 млн евро за 2016 год), рассказывал в начале 2018 года партнер PwC Олег Малышев. Президент РПЛ Сергей Прядкин ранее говорил, что его мечта – чтобы лига получала от продажи телеправ хотя бы 100 млн долл. в год.
Российские ведущие клубы в целом зарабатывают куда скромнее своих европейских коллег. К примеру, «Манчестер Юнайтед» за весь 2016 год заработал около 689 млн евро. Из этой суммы около 187 млн пришлось на доходы от продажи медиаправ, 137 млн евро составила выручка от проведения матчей и 363 млн – коммерческая выручка, сообщили в консалтинговой компании Deloitte. Испанская «Барселона» за тот же период заработала 620 млн евро. Свыше 200 млн из этой суммы пришлось на выручку от продажи прав на трансляцию, 120 млн – составили доходы от проведения матчей и почти 300 млн – коммерческая выручка.
«Зенит» за тот же период заработал менее 200 млн евро, указывают в Deloitte. Доходы от трансляции составили всего 40 млн, 10 млн пришлось на выручку от проведения матчей и около 145 млн – на коммерческие доходы.
«Спартак» за сезон 2016/17 заработал 60 млн евро, говорят в KPMG. Причем 75% доходов, или 45 млн евро, пришлось на доходы от спонсоров и коммерции.
Собственно именно спонсорство, коммерция и реклама составляют основу доходов российского футбола, замечали в аудиторской компании. Причем основной спонсор может одновременно являться и владельцем клуба. К примеру, гендиректор футбольного клуба «Локомотив» Илья Геркус рассказывал, что контракты с компаниями основного владельца клуба – РЖД обеспечивают «Локомотиву» около 70% доходной части бюджета. Доля целевых поступлений, которые включают прямые дотации клуба со стороны владельцев, также высоки.
То есть, даже если формально клубы показывают положительный финансовый результат, фактически они могут оставаться убыточными, так как большая часть выручки формируется за счет вливаний средств собственника.
Тем не менее перспективы превращения российского футбола в самоокупаемый бизнес есть, уверены эксперты «НГ». «Для этого в первую очередь необходимо «слезть с иглы» государственных денег и качественно поменять менеджмент в большинстве спортивных клубов. Должны прийти люди, задача которых заключается не в том, чтобы следить за исполнением бюджета, а в том, чтобы выстроить клубы как самостоятельные бизнес-единицы, чтобы они стали зарабатывать», – говорит консультант Odgers Berndtson Леонид Коен. «От государства должна идти помощь, но в основу этой помощи должны быть заложены коммерческие принципы, иначе убытки будут только расти», – рассуждает он.
«Нельзя сказать, что с финансовой точки зрения российский футбол – это безнадежное дело. Как мы видим, доходы и расходы у клубов в целом близки. Если бы российские клубы добивались успеха в еврокубках, прежде всего в Лиге чемпионов, то финансовый результат был бы лучше», – замечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Влияние же ЧМ-2018 на российский футбол, по его мнению, было ограниченным. «Чемпионат стал хорошим пиаром России и позволил неплохо заработать гостиничному бизнесу и ресторанам. Однако влияние на бизнес футбольных клубов было слабым, хотя и в целом позитивным. Стоимость некоторых игроков сборной повысилась. Но на этом позитив от футбольного чемпионата для нашего клубного футбола, видимо, заканчивается», – считает он.
Зрелищный и прибыльный футбол – это следствие высокого уровня жизни в стране, который должен сохраняться на протяжении нескольких поколений, рассуждает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. И если просто вкладывать большие деньги в футбол, он не становится лучше и не начинает больше зарабатывать. «База прибыльного футбола – это зрители, готовые платить за абонемент, за платный телевизионный канал и делать это не на последние деньги, а от избытка свободных средств», – резюмирует он.
Источник: