Византийские манускрипты – желанная добыча
для охотников за древностями.
Книжная миниатюра XIV века
Новость о том, что Константинопольский патриарх Варфоломей подал в суд на Принстонский университет, прошла почти незамеченной. А между тем нынешний спор Вселенского патриархата с одним из ведущих университетов США уходит корнями во времена Первой мировой войны и хаоса, сопровождавшего падение четырех империй.
Во время Великой войны греческая Восточная Македония была занята союзницей Центральных держав Болгарией. Монастырь Икосифиниссис, одна из самых древних православных обителей в Македонии, серьезно пострадал во время оккупации: 27 марта 1917 года он был разграблен болгарскими солдатами. Не избежала печальной участи и монастырская библиотека, в которой хранились манускрипты еще византийских времен. Четыре из них, заявляет Константинопольский патриархат, оказались в Принстоне: в 1921 году один из них был куплен на аукционе во Франкфурте, а остальные три – преподнесены университету благотворителем в 1942 году.
Еще один пропавший из монастыря Икосифиниссис минологий – 500-страничный пергаментный сборник житий святых, созданный в XI веке, – был продан на аукционе Sotheby’s в 1988 году. Он находился в коллекции Мартина Скёйена в Норвегии до тех пор, пока в 2012 году его не купил Университет Дьюка (США). В январе 2015 года он был возвращен Константинопольскому патриархату. А 17 ноября 2016 года архиепископ Американский Димитрий Тракателлис принял от президента Лютеранской теологической семинарии Чикаго Джеймса Нимана хранившийся в этом учебном заведении Новый Завет IX века – один из тех, что были похищены из Драмской митрополии в 1917 году.
Впрочем, в Принстоне считают, что манускрипты получены им абсолютно законно. «Основываясь на имеющейся у нас информации, мы не нашли оснований предполагать, что находящиеся в нашем распоряжении рукописи были похищены во время Первой мировой войны или иным ненадлежащим образом изъяты из владения Константинопольского патриархата», – сказал New York Times представитель университета Майкл Хочкисс. Представляющий же Константинополь адвокат Джордж Цугаракис заявил, что украденные в 1917 году из разграбленного монастыря рукописи присутствуют в официальном каталоге Принстона, изданном в 2010 году. «Это книга Принстона, написанная сотрудниками Принстона и выпущенная его издательством, о принстонской коллекции древних рукописей. На наш взгляд, сложно придумать более красноречивое признание нашей правоты».
Теперь решать вопрос о собственности на манускрипты будет суд. Но греческие манускрипты – не единственный пример утраченных таким образом церковных сокровищ. Предание восточного христианства о Мандилионе – одном из образов Спаса Нерукотворного – гласит, что он исчез после захвата и разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Корабль, на который был погружен вывезенный образ, якобы погиб во время бури.
Длинная история исчезновений связана с Казанской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. В 1579 году она была найдена на пепелище большого пожара; летом 1904 года ее похитил из Богородицкого монастыря крестьянин Варфоломей Чайкин. Он утверждал, что продал драгоценный оклад, а саму икону сжег в печи, изрубив. Но к началу XX века полной уверенности в том, что в монастыре на месте нахождения хранился подлинник, уже не было. Поэтому легенды о том, что обретенная в 1579 году икона была за астрономическую сумму выкуплена купцами-староверами или же заменена копией еще до кражи, распространялись быстро. В 1928 году один из ее списков, датируемый XVIII веком, был продан советской властью за границу. В 1960-е архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (Шаховской) пытался организовать среди своей паствы сбор средств на ее выкуп, но безрезультатно. В 1970-м она была приобретена католиками и перевезена в специально построенную для этого церковь в португальской Фатиме: именно там в 1917 году состоялось признанное Ватиканом явление Богородицы, завещавшей посвятить Россию ее непорочному сердцу. С 1993 года икона находилась в покоях папы Иоанна Павла II, а в 2004-м была возвращена в Россию и передана Московскому патриарху Алексию II. Через год во время визита в Казань он поместил ее в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря – того самого, из которого в 1904 году был украден подлинник.
В библиотеке Принстонского университета
считают, что рукописи ими получены
законно. Фото Андреаса Прэфке
Пропавшие святыни разыскивают не только православные церкви. В 1618 году мексиканские миссионеры-августинцы привезли на Филиппины статую Богородицы Кармельской из слоновой кости, подарок от босых кармелиток из Акапулько. Для филиппинских католиков, которые составляют большинство в 103-миллионном населении островной республики, она стала одной из самых почитаемых святынь, но это не спасло ее от вандализма: в 1975 году, когда страна находилась на военном положении, руки и голова статуи были украдены. Летом 2017 года, готовясь к масштабному празднованию 400-летия прибытия статуи, филиппинские августинцы публично обратились к неизвестному коллекционеру, в чьем владении, как считают верующие, находятся фрагменты, с просьбой вернуть украденное, пообещав не выдвигать никаких обвинений и даже возместить убытки.
Музей Библии в Вашингтоне не просуществовал и года, но уже оказался в центре нескольких крупных скандалов, связанных с незаконным приобретением похищенного из Афинского университета средневекового Нового Завета или разграбленных на застигнутых войнами археологических площадках Ближнего Востока фрагментах рукописей.
Наконец, в марте 2018 года Александр Сантора, настоятель церкви Богоматери Милостивой и Святого Иосифа в Хобокене, Нью-Джерси, вызвал полицию, обнаружив на пороге храма подозрительную картонную коробку – но в ней оказалось не взрывное устройство, а статуэтка младенца Иисуса, украденная из храма еще в 1930-х годах.
Мощи святых – отдельная категория интереса грабителей, а споры об их подлинности зачастую только плодят новые артефакты. Мощи святителя Николая Мирликийского, хранящиеся в Бари, были вывезены туда итальянскими купцами в 1087 году. Вооруженный отряд барийцев высадился в Мирах Ликийских, разбил гробницу и, бросив в спешке часть мощей чудотворца – чтобы их не успели отбить стремившиеся перехватить ценный трофей венецианцы, – возвратился на корабль. Крайняя плоть, якобы принадлежавшая Иисусу Христу, хранилась в Риме до его разграбления взбунтовавшимся войском Карла V в 1527 году. Реликвия якобы была обнаружена вновь через 30 лет и с тех пор хранилась в поселке Кальката в Италии. В 1983 году ее снова украл местный священник, и с этим прекратилась традиция пронесения реликвии по улицам в день Обрезания Господня (которую не смогла сломить даже угроза экскоммуникации участников, которой Ватикан пригрозил в 1900 году). Реликвия, впрочем, была не уникальной – в разных уголках мира хранится еще 18 препуциев Господа.
Если верить Роберту Виттману, специальному агенту ФБР, специализировавшемуся на преступлениях в сфере искусства, 8% похищенных предметов культурного наследия украдены из храмов. Вряд ли это можно назвать удивительным: бесценные артефакты обычно оцениваются в круглую сумму. При этом споры о собственности на святыни бывают столь же неспешны, как и само течение истории. А среди реликвий, поиском которых заняты и христиане, и охотники за древностями, есть, например, оружие и мощи Жанны д’Арк или утерянное в 1540 году кольцо Эдуарда Исповедника – последнего представителя уэссэкской династии и англосаксонского короля на английском троне. В 2017 году рынок древностей вырос до 63 млрд долл., а исследование ЮНЕСКО 2018 года заключило, что на нем отмываются огромные суммы. А значит, работы у коллег Виттмана не убавится.
Источник: