Об адекватной реакции власти на низкие рейтинги

Фото сайта kremlin.ru

На этой неделе должны появиться очередные опросы о доверии людей к властям. Больших новостей ждать не стоит: скорее всего рейтинги не покажут никаких существенных колебаний ни вниз, ни вверх.

Проблема между тем не столько в абсолютных цифрах, сколько в устоявшейся негативной динамике и невысокой базе доверия, на которой стоят теперь и президент, и премьер, и «Единая Россия». А ведь есть еще и электоральные рейтинги ряда властных институтов. И вот для них эти плохие тренды как раз и имеют значение.

В принципе выборный рейтинг президента в 46% можно объяснить тем, что респонденты ощущают бессмысленность вопросов на эту тему – Владимиру Путину уже не придется избираться ни в ближайшее воскресенье, ни вообще в какое-либо иное. Другое положение у партии власти, так и застрявшей на 33%, – ей в избирательных кампаниях приходится участвовать постоянно. И сильно понизившийся президентский рейтинг не оставляет ей надежд на подъем собственных результатов на выборах ни политтехнологическими, ни административными методами.

Конечно, победные голосования можно и «рисовать», но, во-первых, диапазон «допущений» не очень большой, а во-вторых, в условиях роста протестного электората это чревато как минимум локальными политическими кризисами наподобие приморского. Кстати, федеральному Центру в единый день голосования 2019 года такие спецоперации лучше бы и не пытаться массово повторять. Дело в том, что и системным, и тем более несистемным оппозиционным партиям предстоит и откликаться на запрос избирателей о радикализации, и набирать авторитет перед выборами в Госдуму-2021. А значит, участвовать в согласованных кампаниях они станут менее охотно.

Что же в таких условиях делать внутриполитическим администраторам? Как представляется, в первую очередь определиться с тем, курируют ли они процесс в целом или отвечают только за победы врио губернаторов и ЕР. Если последнее, то тогда советовать что-либо бессмысленно, но если первое – то рекомендуется взять на вооружение принцип «сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше».

Например, какая разница, победит ли в конкретном регионе единоросс или представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»? Как уже показала практика, никакой: любой губернатор от оппозиции тут же встраивается в систему. О выборах же в заксобрания или гордумы у администрации президента голова вообще должна перестать болеть. Пусть ими занимаются местные ячейки партии власти, которые, что тоже уже заметно, как раз после проигрышей наконец начинают работать вдумчиво и с огоньком.

Персональные аспекты политического процесса, безусловно, важны для их фигурантов, которым проще всего попытаться переложить на Кремль часть своих ошибок, а потом требовать помощи в их преодолении. А большинство проблем как раз и возникает из-за доминирования в субъектах РФ тех или иных группировок, не желающих отказываться от монополии на власть. Кстати, не исключено, что нынешнее массированное внедрение в регионы варягов – это попытка со стороны администрации изменить данную ситуацию.

Полномасштабное подключение оппозиционеров к политической борьбе не повредит, а скорее поможет решению такой задачи. Причем речь идет не только о думских партиях, но и о пресловутых несогласных. Опять же из практики видно, что большинство из них, попав во власть, становятся достаточно конструктивными политиками.

И если задачей выборов в том числе является и выпуск пара народного недовольства, то это явно не должно происходить через срыв клапанов, а тем более крышки котла. А раз так, то и не стоит заниматься повышением в нем давления до критического уровня. Лучше уж заранее приладить к выходным отверстиям свистки разной партийности, то есть, конечно, тональности. А потом сидеть и слушать эту политическую музыку.            

Источник: ng.ru