Фото агентства городских новостей «Москва»
Лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов заявил, что его фракция не поддержит правительственные законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и транспорте. По мнению Миронова, «это уже сегрегация не на бумажках санитарных врачей регионов, это уже сегрегация на федеральном уровне», и «одно дело – вводить временные ограничения при росте заболеваемости, другое дело – закреплять это в федеральном законе».
Действительно, до сих пор регионам давали право определять, какими мерами и когда они будут бороться с пандемией. Решения о QR-кодах были локальными, отвечала за них местная власть. В Кремле не раз подчеркивали, в том числе и этой осенью, что делегируют регионам соответствующие полномочия. Можно даже сказать, что борьба с коронавирусом – та самая сфера, в которой принцип федерализма работал на практике, а не на бумаге. Другое дело, что власти регионов, кажется, вовсе не стремились к такой ответственности.
Желание федеральной власти дистанцироваться от практики ограничений, в общем, понятно. Каждый день в российских регионах проходят пикеты против принудительной вакцинации и обязательных QR-кодов. В этом российская общественно-политическая жизнь копирует европейскую, ведь против аналогичных мер выступают и в Германии, и в Нидерландах, и в Италии, и во Франции. В том, что власти называют мерой безопасности, люди видят избыточную, а порой и беспрецедентную бюрократизацию жизни с далеко идущими последствиями.
Другими словами, QR-кодизация – мера непопулярная. А власть в России старается отгородиться от непопулярных мер. Она предпочитает накапливать рейтинг, а не инвестировать его в поддержку того, что на самом деле считает необходимым. Когда запускалась пенсионная реформа, Владимиру Путину пришлось брать на себя удар, в том числе и рейтинговый. Но ту инициативу никак нельзя было списать на регионы.
Ковидный федерализм помещает местных руководителей в среду, в которой они еще не бывали, к которой их не приучила система, где победа на выборах чуть ли не гарантирована заранее. Они должны обнаружить в себе качества настоящих публичных политиков. Должны уметь убедить людей в том, что непопулярные меры необходимы, а не просто приказать им вакцинироваться, получать и предъявлять коды. Нужно показывать, как работают ограничения, почему они полезны и что меняется, если их соблюдать.
По сути, это кастинг на современных политиков. В нормальной демократической системе таким кастингом становятся выборы. В российских регионах этого не происходит. Мандаты на управление получаются другим путем, например, зачисткой политического поля. Лишь после этого избранный руководитель сталкивается с реальностью, а порой и оказывается с ней один на один, когда федеральная власть умывает руки. Политическая реальность последних лет показала, что делегированное политику доверие растрачивается, теряется очень быстро, и зашкаливающие показатели в день голосования могут уже ничего не значить через месяц или два, если случается нечто такое, на что губернатор или мэр не реагируют должным образом.
Вероятно, в центре понимают, что региональные власти могут тест на современность не сдать. Отсюда предложенные Думе законы, попытка все-таки переложить часть ответственности на федеральные плечи. Законопроекты, вероятно, примут и без партии Миронова или коммунистов – достаточно будет большинства «Единой России». Но это будет означать, что тест – уже после думских выборов – сдает партия власти. А заявления того же лидера «Справедливой России» указывают на готовность – по крайней мере изначальную – думской оппозиции политизировать тему QR-кодов. Для «Единой России» это может стать испытанием куда более серьезным, чем тихие выборы с предсказуемым результатом.
Источник: