Ностальгия по эпохе Мао Цзэдуна тревожит Пекин

Хор ветеранов воспевает деяния Мао Цзэдуна. Фото Reuters

Исполнилось 125 лет со дня рождения Мао Цзэдуна. На его малой родине открыта выставка. Но на сайте главной партийной газеты «Жэньминь жибао» и агентства «Синьхуа» об этом в среду ни слова. А Reuters передало, что студент столичного университета, пытавшийся организовать митинг в честь памятной даты, был арестован. По мнению эксперта, это отражает двойственное отношение Пекина к основателю КНР. С одной стороны, официальная оценка, что Мао сделал 70% хорошего и 30% – плохого, сохраняет силу. С другой – недавно широко отмечалась другая дата – 40-летие реформ, демонтировавших наследие великого кормчего.

В печатных изданиях газет Компартии в среду не было материалов, посвященных годовщине. А на сайте «Жэньминь жибао» на русском языке в разделе «Специальные темы» можно было видеть портрет не Мао, а Дэн Сяопина, архитектора преобразований, которые требовалось срочно провести, чтобы вывести страну из состояния разброда и стагнации, наступившего в результате «культурной революции». Как известно, именно Мао был ее инициатором и вдохновителем.

Означает ли это, что Мао постепенно отодвигают с постамента великого лидера? Нет, сформулированная еще Дэном оценка деятельности Мао остается в силе. Тогда чем же объяснить, что дата отмечалась приглушенно, а Цю Чжаньсюань, глава общества марксистов в Университете Пекина, отправлявшийся на митинг в честь Мао, был задержан людьми в штатском?

В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил: «С точки зрения традиционного взгляда на время у китайцев более значимы 60 лет и 120. Что касается отношения к Мао Цзэдуну, то оно сложное. 18 декабря с большим размахом отметили 40-летие начала реформ и открытости. А ведь сами реформы были во многом отрицанием, преодолением политики Мао.  Конечно, Дэн Сяопин как человек осмотрительный не стал, подобно Никите Хрущеву, разоблачать культ личности Мао. Он использовал формулу: на 70% все, что делал Мао, было правильно. И только 30% – ошибки».

В последние лет 10–15 в Китае отмечается подъем левых идей. Это скорее реакция на то, что в стране, несмотря на колоссальные экономические успехи, обнаружилась масса диспропорций. Возник духовный вакуум, поскольку мало кто воспринимает всерьез риторику Компартии. При Си Цзиньпине эта риторика была усилена. По словам эксперта, чуть ли не на каждом заборе можно прочесть призыв председателя КНР: давайте не будем забывать изначальные принципы Коммунистической партии. Но в это мало кто верит. И вот на таком фоне возник подъем левых настроений. Особенно это было видно в крупном промышленном и культурном центре Чунцине, где лидер-популист пытался эксплуатировать эти настроения. Все это кончилось большим скандалом. Он показал, что на низовом уровне ощущается ностальгия по Мао Цзэдуну.

Плохое, что было при нем, забылось, а хорошее в памяти людей осталось. Людям, пережившим «культурную революцию», сейчас по 60–70 лет. Они вспоминают не ее ужасы, а то, что по всей стране можно было бесплатно ездить. Тогда власти стимулировали школьников, студентов, чтобы они не учились, а ездили и участвовали в митингах, напомнил Карнеев.

Сторонники левой идеи используются властью как противовес прозападным либералам. Но когда левые заходят слишком далеко, это власти беспокоит. Тут есть тонкая грань. Вроде бы хорошо, что простой народ – за Мао, за красные ценности. Но когда все идет совершенно независимо от властей, есть опасность, что это может повернуться против правительства.

«Вот почему левых периодически осаживают. Когда собираются неконтролируемые толпы, боятся, что, хваля Мао, начнут критиковать нынешнюю власть. А это недопустимо. Вот почему особо буйных среди левых наказывают. В головах сейчас взрывоопасный коктейль. С одной стороны, гордость за экономические достижения, с другой – разочарование действительностью и желание снова поднять на щит Мао», – заключил эксперт.

В то время как развертываются эти подспудные идеологические баталии, в Поднебесной и за ее пределами выходят все новые книги о Мао. В одной из них рассказывается, что его отец, настоящий кулак, ругал сына за лень, за то, что тот не хочет заниматься физическим трудом. В пылу ссоры Мао пригрозил утопиться. То есть будущий вождь и в детстве был бунтовщиком. И в «культурную революцию» он призывал к бунту, убеждая молодежь, что «коммунизм – это не любовь, а молот для разгрома врага».

Источник: ng.ru