Новые смыслы будут вводиться в школу постепенно. Фото с сайта www.mo.mosreg.ru
Представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), разработчика контрольно-измерительных материалов (КИМов) для ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен сдается по окончании девятого класса), недавно рассказали об основных изменениях, которые придут в школу. Рассказали с осторожностью, правильно полагая, что повсеместное введение новшества сегодня может вызвать неоднозначную реакцию родителей.
В частности, речь шла об изменениях к заданиям ОГЭ. Неоднозначную же реакцию взрослых все это может вызвать, потому что, с одной стороны, став доступными, эти материалы сразу же дают старшему поколению понять, насколько плохи знания у современных школьников. С другой стороны, искусственная притянутость заданий к жизни способна отбить желание даже у самых терпеливых учителей продвигаться в этой теме дальше. Но перейдем ближе к делу…
Итак, отметим прежде всего, что новые модели КИМов предлагаются в связи с переходом основной школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Таким образом, задания по информатике, истории, обществознанию, физике, биологии, химии и географии претерпят изменения в любом случае. По словам директора ФИПИ Оксаны Решетниковой, «главным акцентом учебных достижений ребенка теперь станет умение применять свои знания, анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать необходимые данные, находить оптимальные пути решения». Как заявили разработчики на конференции, некоторые элементы уже используются в регионах РФ, но только по желанию. Повторим, что расширения границ эксперимента разработчики не хотят, передадим их слова точнее – они не хотят, чтобы «эксперимент был усилен в своей практико-ориентированной направленности и использовался повсеместно».
Каким образом эти изменения коснутся предметных областей? На экзамене по информатике ребятам могут предложить написать несложную программу или задать алгоритм движения робота. Экзамен по географии будет включать работу с реальными текстами из СМИ. Например, прочитав статью о критическом уровне озера Байкал, экзаменуемый должен будет решить, какие регионы данная проблема может затронуть и как оценить экономические и экологические последствия. То есть цель эксперимента – заставить школьников аналитически подходить к любой информации, которая проходит сегодня.
Экзаменационные задания по истории будут требовать эмоционального включения. Если, к примеру, раньше было необходимо, указывая причины Великих реформ 1860–1870-х годов, только написать о поражении России в Крымской войне, то теперь школьникам придется объяснить, почему и что стало причиной. Все новые задания, как и прежде, ориентированы на содержание историко-культурного стандарта.
В КИМы по биологии будут включены крупные разделы об экологии и человеке, вопросы про здоровый образ жизни. Например, там появится следующая задача: «Девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед борщ из свежей капусты, два мясных биточка с гарниром из макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц, ответьте: какова энергетическая ценность школьного обеда?» Конечно, математики здесь просто вздрогнут от столь примитивного понимания роли математики в жизни девятиклассника. Но такова жизнь, без калорий теперь никуда.
Кстати, тот же ФИПИ недавно проанализировал трудности, с которыми сталкиваются ученики при сдаче ЕГЭ по математике. И пришел к выводу, что планиметрические и стереометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у участников при сдаче как базового, и так профильного уровней. Также слаба содержательная работа с формулами. Сложными для участников ЕГЭ-2018 обоих уровней признаны задания по программе средней школы. Например, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума, по графику функции дать характеристику ее производной. Отмечается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной и т.д. То есть все то, что раньше не вызывало в такой массе больших затруднений у выпускников нормальной средней школы, сегодня стало проблемой.
Задания экзаменов по химии, физике и другим предметам, по заявлению разработчиков, будут составлены в соответствии со Стратегией научно-технического развития России. По мнению разработчиков ФИПИ, это очень поможет выпускнику легче ориентироваться в будущей профессиональной среде. Здесь уместно вспомнить, какие приоритеты сформулированы в этой стратегии. Еще год назад, представляя ее, разработчики отмечали, что сформулированные положения документа не дают преференций биологам, химикам или физикам, а отражают общественный заказ на исследования и разработки, ориентируют науку на то, что ожидают увидеть общество и государство в качестве результата. Перед учеными не ставятся жесткие научные задачи, а задается целеполагание, оставляя свободу в выборе способов достижения цели для исследователя, разработчика, инженера и предпринимателя. Стратегия определяет конечную точку, а как к ней идти, как найти наиболее эффективное решение проблемы – это ответственность ученых. И тут же рядом – «результаты науки должны позволять быстро дойти до своей экономической цели». Индустриальный партнер – это главный партнер Министерства высшего образования и науки. Министерству нужны компании, которые видят развитие бизнеса через использование результатов науки.
И от столь высоких задач опять ближе к конкретике. При сдаче ОГЭ в девятом классе по физике проверят также, смогут ли ученики пользоваться измерительными приборами и правильно снимать с них показания. Ученику предложат собрать установку для измерения скольжения бруска по наклонной. Для этого понадобятся штатив, брусок, а также электронный секундомер с датчиками, линейка и транспортир. Возникает вопрос: что, и даже это требует проверки?
Источник: