….. ПРОДОЛЖАЮ свои исторические раскопки … на сей раз займусь вопросом появления народо с искуственными — не историческими названиями — типа — белорусия — татары — украина …
В ДАННОМ СЛУЧАЕ Я ОПИШУ ИСТОРИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ТАКОЙ НАЦИИ — КАК МОРДВА ….
ДЕЛО в том — что ещё до 1750-х годов к востоку от бывшего Муромского княжества — никакой Мордвы не было
Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.
Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом
Как известно, Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:
вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…
Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным (хотя и близкородственным) народам привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз.
Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород, и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пурешявлялся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война[.
В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский[.
В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромыи эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках.
К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.
В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска.
На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян.
В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными]
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён.
Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему.
Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.
«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]
НО начиная с правления Аугусты Цербской зачистку истории и перекраивания географии вступило в новую и очень жёсткую стадию — ни смл — ни аглицкого бабла и оружия на это не жалели ….
Особенно против тех народов — которые были на пути проникновения англичан вдоль Эдэра (волги) — на юг — к Каспийскому морю и южным азиатским странам …
ТАК под удар попали такие фино-угорские племена как Мокши и Эрзя — это в принципе два разных народа с разными языками и народным укладом — не очень хотел жить под руководством и указке не понятно кого — и потому не очень привечали каких-то пришлых и наглых людей с караванами и вооружением — давали жёсткое сопротивление
ТАким образом — из остатков двух достаточно разных народностей в итоге слепили одну малую Волость и прилепили к ней совершенно новое название — Мордва …….
Я ДУМАЮ — ЧТО ЭТА АНТИ-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УЖЕ НИКОГО И НИКАК НЕ УДИВИЛА — !
Источник: